Волна насилия в стране вынуждает исполнительную власть принять меры. Президент Республики Гильермо Лассо объявил о введении чрезвычайного положения в трех провинциях страны, которое начнет действовать с 00:00 субботы, 30 апреля 2022 года. Чрезвычайное положение будет действовать в провинциях Гуаяс, Манаби и Эсмеральдас. Это те территории, где организованная и транснациональная преступность, занимающаяся незаконным оборотом наркотиков, сумела одержать верх ценой насилия и преступлений.
Кроме того, комендантский час будет действовать с 23:00 до 05:00 в городе Эсмеральдас, а также в приходах Элой Альфаро кантона Дуран и Химена и Паскуаль в городе Гуаякиле. Мера продлится 60 дней. Правительство развернет, в общей сложности, 4 000 полицейских и 5 000 военнослужащих Вооруженных сил. Они будут действовать на территории провинций Гуаяс, Манаби и Эсмеральдас для достижения мира и порядка.
Стратегия исполнительной власти определяется изменениями в правительстве страны. Это включает разделение Министерства правительства на ведомство, которое будет отвечать за политические вопросы, и новое – внутренних дел, которое будет занято исключительно вопросами внутренней безопасности вместе с национальной полицией. Министерство внутренних дел возглавил генерал Патрисио Каррильо, сотрудник полиции, имеющий опыт в области стратегий безопасности. Он отвечает за планы по борьбе с преступностью. Контрольными рейдами военных на улицах будет руководить Луис Лара, новый министр обороны, вместо Луиса Эрнандеса, который находился на этой должности до прошлого вторника.
Эти изменения обусловлены правительственным кризисом, ввиду чего за два дня было заменено сразу четыре министра: обороны, прав человека (ведомство, курирующее тюремную политику), сельского хозяйства и энергетики. Это произошло менее чем через месяц после того, как правительство Гильермо Лассо отметило год нахождения у власти. При этом ожидалось ужесточение действий администрации Лассо. Растущая волна нищеты, насилия и отсутствия безопасности порождает в Эквадоре атмосферу страха и недоверия.
Действия правительства сформулированы в исполнительном указе, определяющем действия правоохранительных органов. Тем не менее, они подлежат оценке Конституционного суда, уже предупреждавшего это и предыдущее правительство о конституционных ограничениях на введение чрезвычайного положения в связи с последствиями для конституционных гарантий свободы личности, информации, передвижения и собраний.