Незаконные предложения о том, как попасть в списки лиц, подпадающих под президентскую амнистию, начали циркулировать в тюрьме Гуаякиля неделю назад. В коридорах и камерах этого тюремного центра члены преступных группировок уже обсуждали возможное освобождение по этой амнистии. USD 2 000 – такова стоимость медицинской справки, которую должен заплатить заключенный, чтобы выйти на свободу как лицо, страдающее тяжелым хроническим заболеванием.
Лорена – жена одного из заключенных, отбывающего свое наказание в этой тюрьме. Она рассказала, что ее муж попросил собрать эти деньги, чтобы оформить его освобождение. «Он сообщил мне, что они уже знают – одобрено помилование для больных людей и что процедура эта безопасна», - пояснила женщина. Она призналась, что ее не надо было просить дважды – чтобы освободить мужа, она бросилась собирать эту сумму с семьей и друзьями. «В этой тюрьме командуют только заключенные. Мы хотим вытащить его оттуда, потому что боимся, что его убьют в другой бойне», - добавила она со слезами в голосе.
Именно гибель 315 заключенных в этом году в разных тюрьмах страны привела к тому, что правительство приняло ряд решений, чтобы предотвратить дальнейшие насильственные действия. О последних мерах, объявленных президентом Гильермо Лассо, стало известно вечером в минувший понедельник. Глава государства подписал два указа о помиловании заключенных: в одном из этих документов под амнистию подпадают лица с тяжелыми хроническими, неизлечимыми заболеваниями или страдающие от туберкулеза и ВИЧ.
Президентское помилование вызвало реакцию Министерства общественного здравоохранения. Это ведомство собрало совещание со службой социальной реабилитации (SNAI), Секретариатом по правам человека, настаивая, что ни один заключенный не должен выходить на свободу без сертификата и оценки состояния здоровья. MSP предоставит информацию, чтобы можно было выполнить указы 264 и 265, и представители ведомства сообщили, что уже предупреждены о незаконных сделках в тюрьмах страны.
Поэтому власти начали готовить протокол, который будет применяться для выявления лиц, действительно подпадающих под президентское помилование. Одним из первых действий является прямая связь с SNAI, чтобы установить, сколько людей в тюрьмах страдают от таких заболеваний. Идея состоит в том, чтобы предотвратить коррупцию при выдаче медицинских справок.
Но сколько людей в настоящее время действительно могут получить помилование в тюрьмах Эквадора? SNAI не опубликовал статистику заключенных с такими заболеваниями, но недавний доклад парламентской Комиссии по суверенитету о тюремном кризисе в стране содержит некоторые из этих данных. По данным законодателей, в тюрьме провинции Котопакси находятся 40 человек с катастрофическими заболеваниями, в то время как в Чимборасо их 60.
Что касается пенитенциарного комплекса «Тури» в провинции Асуай, то в докладе отмечается, что «не удалось достоверно установить число таких заключенных, поскольку контроль внутренней ситуации там находится в руках арестантов. Аналогичное положение сложилось и в тюрьмах провинции Гуаяс, где в настоящее время контроль за тюремными блоками осуществляется различными преступными группировками.
Фактически, здоровье является одной из областей, которые используют преступные сети для вымогательства среди заключенных. «Одна таблетка внутри тюрьмы может стоить до USD 5», - уверяет мать задержанного, страдающего астмой. «Я заплатила около USD 30 за упаковку обезболивающих», - рассказала другая женщина, муж которой находится в тюрьме Гуаякиля. Их родственники также сказали, что им предлагается купить медицинские справки: за USD 1 000 они получат сертификат от «настоящего врача», еще USD 1 000 предназначены для людей, кто «решит все вопросы с судьями».
Поэтому правительство рассматривает возможность проведения оценок состояния здоровья заключенных врачами не тех провинций, где расположена та или иная тюрьма. А по мнению правозащитных организаций, президентское решение помиловать эту уязвимую группу является правильным. Но правозащитник Саида Ровира отметила, что помилование должно быть выгодно людям, кто действительно болен и это будет установлено, в противном случае президентская амнистия будет лишь еще больше поощрять коррупцию.