Отдельный вид преступлений – femicidio, убийство женщины мужчиной, предусмотрен Уголовно-процессуальным кодексом Эквадора, действующим с 2014 года, и наказывается лишением свободы на срок от 22 до 26 лет. С 2014 года по август 2021 года жертвами этого преступления стали 487 женщин, а в целом по стране было убито 652 женщины. Чаще всего жертвами становились женщины в возрасте от 18 до 34 лет.
Из 487 случаев убийства женщин, только по 41,8% (204) дел вынесены обвинительные приговоры, а 9,3% (43 дела) находятся на стадии судебного разбирательства. Остальные числятся в стадии предварительного расследования (130), прокурорского расследования (9) или на стадии оценки и подготовки к судебному разбирательству (24). Эти цифры были представлены на цифровой платформе femicidios.ec председателем Судебного совета Марией дель Кармен Мальдонадо 4 августа 2021 года. Платформа представляет собой базу, в которой собираются статистические данные о жертвах, агрессорах и текущем состоянии судебных процессов.
Однако «Латиноамериканская Ассоциация Альтернативного Развития» (Aldea) регистрирует почти вдвое больше подобных убийств, чем официально публикует государство. По данным веб-портала организации, с 2014 по март 2021 года жертвами убийств по всей стране стали 870 женщин.
По словам Росио Росеро Гарсеса, бывшей главы отделения по предупреждению и искоренению насилия Секретариата по правам человека и члена «Национальной коалиции женщин Эквадора», низкий уровень судебного преследования по делам о женских убийствах обусловлен отсутствием у работников системы правосудия возможностей выявлять необходимую информацию, позволяющую им надлежащим образом вершить правосудие. Это означает, что работники системы правосудия должны иметь возможность собирать с самого начала всю необходимую информацию по делу, с учетом контекста совершенного преступления, с профессионализмом, оперативностью, гендерным равенством и защитой прав жертвы, по мнению Росеро.
Но в Эквадора этого не происходит. «Это как порочный круг – если у вас нет первого звена, которое является полицейской экспертизой в хорошем смысле, у прокуратуры нет всех элементов, и дело доходит до суда без полной картины», – заявляет Росеро, добавив, что тогда шансы на справедливое судебное разбирательство растоптаны и решение будет несправедливым.
Поэтому женские организации Эквадора рассматривают цифровую платформу, предоставляющую статистические данные, как шаг вперед в направлении подготовки работников системы правосудия, межведомственного взаимодействия и разработки государственной политики. Но они предупреждают, что если данные будут собраны без правильной интерпретации характера преступления, статистика будет бесполезна, потому что судебные операторы будут продолжать совершать те же ошибки: расследовать femicidioкак убийства, самоубийства и прочее.
30 августа 2021 года секретариат по правам человека должен представить цели и показатели предупреждения и искоренения насилия среди женщин в Национальном плане развития на 2021-2025 годы. Эти цели и показатели направлены на реализацию по всей стране закона «О предупреждении и искоренении насилия в отношении женщин», принятого три года назад, но до 8 августа 2021 года полностью не выполненного.
По словам Росио Росеро, для реализации закона через Управление по предупреждению насилия требуется не менее USD12 млн, для работы служб комплексной защиты (SPI), действующих во всех 24 провинциях, для национального центра по наблюдению за насилием в отношении женщин и для Единого реестра жертв (RUV), который позволяет быстрое взаимодействие между всеми государственными учреждениями.
В настоящее время Секретариат по правам человека имеет годовой бюджет в размере USD 9,3 млн. Из этой суммы, USD 631 797 предназначены для проекта по предотвращению гендерного насилия. Бюджет этого государственного портфеля корректируется каждый год. На 2020 год для Секретариата по правам человека были запланированы бюджетные ассигнования в размере USD 11,4 млн. Совет по гендерному равенству получил только USD 895 172 доллара, когда для поддержания RLS требуется не менее USD 5 млн.
Росеро уточнила, что речь идет не об увеличении бюджета во времена пандемии и жесткой экономии, а о том, чтобы государство лучше перераспределяло свой бюджет. Она сомневается, что нужно увеличивать инвестиций в праздники каждого города, например, празднование 8 Марта, которые обходятся в сумму от USD 60 тысяч до 80 тысяч. «Эти ресурсы могут быть перераспределены», - считает правозащитница.