Четыре года потребовалось 12-летнему эквадорскому мальчику, чтобы превратиться в профессионального киллера. Томас (имя изменено) рассказал о том, как он жил и что делал, прежде чем был приговорен к 15 годам за убийство в Эквадоре. Он не стал называть свой возраст – но голос выдает его крайнюю молодость. По документам ему всего 17 лет. Молодой человек считает, что для детей из бедных семей, где царит насилие, нет другого выхода «кроме как начать причинять вред, в первую очередь, своим близким». Он воровал еду, но постепенно стал наемным убийцей.
«Психология киллера формируется с самого раннего возраста, чтобы он мог хладнокровно убивать», - отметил Хуан Хосе Идальго, эксперт по криминологии. Профиль таких людей распространен в Эквадоре: малообеспеченная молодежь, жители трущоб и выходцы из неблагополучных семей.
«Я начал стрелять в 12 лет; когда вы растете, вы встречаете людей, которые имеют власть, и они нанимают вас, чтобы вы устранили двух или трех человек, которые им мешают», - говорит Томас. Как наемный убийца, он зарабатывал до USD 5 000 за каждый заказ. Наниматель должен позаботиться о том, чтобы обеспечить его хорошим оружием, а сам киллер занимается наблюдением за жертвой в течение двух-трех месяцев. Он изучает маршрут, по которому та ходит, насколько переполнена улица, есть ли там камеры видеонаблюдения, и даже платят местным полицейским, если те заинтересуются неизвестной персоной в одном и том же месте. «Вы знаете свою цель и идете к ней, делая свое дело. Вы становитесь (киллером) более профессиональным, когда убиваете известных людей», - рассказал молодой человек.
Эксперт Идальго уверяет, что группировки наркодельцов в Эквадоре функционируют как международные компании, которые имеют филиалы в других странах и поэтому им требуется «персонал». «Если им нужно перевезти наркотики морем, они нанимают рыбаков; если у них есть судебные проблемы, они покупают судей или адвокатов; если им нужно отмывать деньги, на них работают предприниматели и так далее, в соответствии с необходимостью», - пояснил он.
Что касается наемных убийц, то эти группировки ищут бедняков и членов банд, действующих в их стране. «Те, кто чаще всего нанимает наемных убийц - международные наркокартели, потому что в этом бизнесе много конкуренции. Поэтому они нанимают наемных убийц, чтобы укрепить свою власть. И чтобы вас наняли, вы должны заслужить их доверие», - говорит Томас, который никогда не встречался с руководителями тех организаций, которые его нанимали; все происходило по телефону. «Если ты потерпишь неудачу и не убьешь того, кого должен, тебя самого лишат жизни за то, что ты не выполнил поручение», - продолжает молодой убийца. А киллер он действительно профессиональный: за эти годы он совершил более десятка заказных убийств и никогда не терпел неудачу.
Это реальность, которая переживается на региональном уровне, пояснил Хуан Хосе Идальго. «У нас есть серьезная проблема с организованной преступностью и тем, что эти организации функционируют как франшизы, так они попадают в Эквадор», - добавил он. Если государство не предпримет необходимых мер, ситуация грозит стать необратимой. Эквадорское государство, подчеркивает Идальго, является очень уязвимым, поскольку судебная система не имеет ресурсов или судей, специализирующихся на торговле наркотиками. Также нет разведывательной службы, занимающейся борьбой с наркотиками, а дела эти расследуются так же, как и 50 лет назад.
Преступные организации имеют свои базы в кризисных странах (бедность, перенаселенность, голод), которые становятся благоприятным местом для расширения их бизнеса. «Будь то профессионал или начинающий киллер, если он завтра, выполняя задание, будет обнаружен, он начнет стрелять, защищаясь, и убьет кого-то, кто невиновен и кто не являлся его жертвой», - отмечает Идальго.
С начала 2021 года Министерство правительства Эквадора зарегистрировало 43 умышленных убийства, из которых семь были совершены по заказу. За весь 2020 год таких убийств было 11. Эти убийства совершаются даже средь бела дня и в оживленных местах, таких, как проспект 6 Дисиембре в Кито, где 29 апреля 2021 года застрелили адвоката Харрисона Сальседо из автомата. Наемники не оставили после себя никаких следов. Еще через неделю (5 мая) четверо мужчин убили женщину в клинике Гуаякиля – по ошибке, так как жертвой их должен был стать другой человек. Их лица были запечатлены на камерах видеонаблюдения.
Эти два факта, говорит эксперт по криминологии и адвокат Хуан Хосе Идальго, показывают два типа «наемных убийц», действующих в стране. Первые относятся к профилю «макро-киллера». Они работают на крупные международные организации и обучаются быть профессиональными наемными убийцами.
В случае клиники, речь идет о преступниках, которые извлекают выгоду от убийств по заказу, они действуют не так, как профессиональные наемные убийцы, не изучают свою жертву, и поэтому совершают ошибки – не могут различать издалека мужчину и женщину или не попасть в объектив видеокамер. И это последнее чрезвычайно опасно, потому что в стране растет число тех, кто «видит в убийстве простой способ заработать деньги, и, не будучи профессионалами, могут убить случайных людей», говорит Идальго.