Пленум Конституционного суда объявил о частичной конституционности исполнительного декрета № 1282, которым правительство Эквадора ввело чрезвычайное положение в восьми провинциях страны, чтобы замедлить распространение covid-19. Высшая судебная инстанция предписала, что чрезвычайное положение действует только до полуночи пятницы, 9 апреля 2021 года, за два дня до второго тура выборов, на которых будет избран новый президент Республики. Суд определил, что в указе президент Ленин Морено обосновал законность действия чрезвычайного положения только до этой даты.
1 апреля президент Морено издал указ о том, что ЧП объявляется сроком на 30 дней в провинциях Асуай, Эль Оро, Эсмеральдас, Гуаяс, Лоха, Манаби, Пичинча и Санто-Доминго де лос Тсачилас. Среди других мер было предписано приостановить очный рабочий день в учреждениях государственного сектора, запретить проведение мероприятий массового характера и собраний. В постановлении суда, распространенном в среду, 7 апреля 2021 года, говорится, что приостановление прав на свободу передвижения и свободу ассоциаций и собраний «является целесообразным, необходимым и пропорциональным только в часы, установленные для комендантского часа», то есть с 20:00 до 05:00. Судьи считают, что эта мера должна обеспечить достижение целей чрезвычайного положения, не нарушая нормального функционирования государства, а особенно избирательного процесса.
Кроме того, Конституционный суд постановил, что Вооруженные силы могут участвовать в контроле общественного порядка только в часы, установленные для комендантского часа, исключительно для контроля за соблюдением ограничений, определенных указом. Военные, считает суд, «должны играть исключительную, дополняющую и скоординированную роль с национальной полицией». Суд распорядился, что в течение трех месяцев президент должен разработать и представить Национальной Ассамблее законопроект, который надлежащим образом регулирует право на свободу передвижения на временной основе и исключительно для борьбы с пандемией.
Как и в предыдущих заключениях, КС напомнил исполнительной власти и местным властям о том, что в рамках обычного режима они должны принимать меры по борьбе с пандемией и избегать толп и массовых собраний. Он также призвал к тому, чтобы эти меры принимались и доводились до сведения населения заблаговременно, чтобы избежать противоречий и путаницы с другими резолюциями, принятыми кантональными комитетами по чрезвычайным ситуациям (СЕ). По окончании чрезвычайного положения президент Морено должен представить Конституционному суду доклад о его осуществлении.
Решение о конституционности было принято председателем суда Эрнаном Сальгадо, который заявил о своей поддержке того, чтобы чрезвычайное положение не продлевалось на тридцать дней, считая, что выборы должны проводиться «в оптимальной области свободы и демократии».