Случай с брошенным на улице ребенком в церковном приходе Пинльо (кантон Амбато, провинция Тунгурауа) вызвал у эквадорских жителей шок. Новорожденную девочку нашли в траве на склоне оврага, в ужасном состоянии, всю облепленную гусеницами и муравьями. Предполагается, что малышка, примерно 10 дней от роду, находилась в таком состоянии не менее 72 часов. Она умерла через три часа после обнаружения.
Немногим позднее была установлена личность матери. 22-летняя Алехандра А. проведет 90 суток в изоляторе временного содержания, пока будет длиться процесс прокурорского расследования по факту оставления ребенка, со смертельным исходом. Она была найдена в состоянии дезориентации, возможно, находилась под воздействием наркотика, утром в понедельник. Скорая помощь доставила ее в родительский дом, но родители попросили отвезти дочь в больницу общего профиля в Амбато. В ходе допроса девушки стало известно, что она не собиралась бросать своего ребенка, так что для нее стало шоком известие о том, что малышка скончалась. Правда это или нет, установит следствие. Если будет доказано, что мать находилась под воздействием препарата и не могла отвечать за свои действия, мера наказания будет мягче. В противном случае нерадивой матери придется провести в тюрьме от 16 до 19 лет.
Кроме того, следователь сообщил, что у подследственной есть 3-летний сын, который находится на попечении бабушки. Родственники женщины родом из прихода Мокко, тогда как сама она снимала комнату в кантоне Амбато, поэтому мало кто из родных знал о том, как мать заботилась о новорожденной. В процессе будет допрошен отец Алехандры, который утверждает, что увидел в социальных сетях фотографии, после чего позвонил в национальную полицию, чтобы уточнить, не является ли умершая девочка его внучкой.
Это уже 17 случай, зарегистрированный на национальном уровне в период с 2018 по 2019 год. Согласно статистике Национального управления специализированного подразделения полиции по делам детей и подростков (Dinapen), 5 детей были найдены на пустошах и в оврагах. В соцсетях эта тема вызвала бурную дискуссию: речь идет о легализации абортов, о роли государства, о том, что же случилось с матерью, что она выбросила собственного ребенка.
По словам Селесты Ариас, ответственной за усыновление Министерства экономической и социальной интеграции (MIES), матери, которые хотят отдать ребенка на усыновление, спокойно могут это сделать. В случае с девочкой, объяснила Ариас, мать могла обратиться в кантональный Совет по защите прав Амбато (Ccpda), а на национальном уровне в Dinapen и собственно MIES. Сначала предпринимаются попытки устроить ребенка к родственникам, в семью до четвертой степени кровного родства, но если такая не находится, ребенка передают на общее усыновление, рассказала она. Иногда матери боятся попасть в тюрьму за отказ от ребенка, но это не так, добавила Ариас: преступлением является пренебрежение к интересам и жизни ребенка.
Для Аманды Салас, феминистки, реакция людей вызывает беспокойство, поскольку никто не принимает во внимание наличие у ребенка отца. «Люди указывают на виновность матери, судят ее, не анализируя контекст: что случилось, где отец, экономический фактор. Есть много факторов, которые необходимо исследовать», - считает активистка. Она полагает, что государство виновно, поскольку не существует государственной политики, которая позволяла бы женщинам принимать решения о своем теле или обеспечивала бы должное половое воспитание. «Половое воспитание – это не то, чему учатся только дома, оно должно быть обязательным в учреждениях, работающих с детьми и подростками», - настаивает Салас, утверждающая также, что аборт должен быть декриминализирован, он должен быть законным, бесплатным и безопасным. «Бесчеловечно приводить в мир кого-то умирать таким образом, быть несчастным, не иметь ресурсов или ожидать, что кто-то его примет в свою семью как родного», - уверена она.
Джошуа Гавиланес, координатор суррогатного материнства Ccpda, отметил, что женщина находится в группе приоритетного внимания, поэтому государство несет ответственность за создание механизмов защиты. «Мы должны обеспечить право на жизнь не только ребенка, но и матери. Эти отношения имеют детонатор. Во многих случаях это связано с насилием в семье, употреблением алкоголя или наркотиков, экономическим вопросом или отсутствием доступа к официальной работе», - пояснил он. Гавиланес считает, что, если мать чувствует себя брошенной и одинокой, она должна обратиться за помощью.