Две капсулы внутри влагалища стали доказательством для обвинения Билен, 30 лет, в совершении подпольного аборта и наказания в виде двух месяцев тюрьмы. В стране, по данным прокуратуры, 184 женщинам предъявлено обвинение в совершении незаконного аборта между 10 августа 2014 года и маем этого года. Что касается вынесенных решений, организация не указывает.
Случай Билен – часть этой статистики. Ее история началась 20 мая 2016 года, когда она приехала в один из медицинских центров Кито. Предыдущей ночью у нее началось маточное кровотечение, но в 05:00 боль стала такой сильной, что она вынуждена была обратиться за помощью. В ходе осмотра дежурный врач нашел во влагалище женщины две таблетки лекарства, которое, в основном, используется при лечении желудочных язв, но в Латинской Америке также используется для подпольного аборта. Кровотечение было интенсивным и Билен отправили в роддом, где ей была сделана операция. Врачи извлекли из живота женщины пятнадцатисантиметровый зародыш. Ему было 19 недель, когда он умер. 24 часа спустя, еще на больничной койке, Билен встретилась со следователем, возбудившим против нее уголовное дело.
Дарвин Харамильо, прокурор провинции Пичинча, который расследует эти случаи, сообщил, что 90 % женщин, которым предъявлено обвинение в совершении подпольного аборта, попадают к врачам, когда и если появляются акушерские осложнения. «Женщины идут в подпольные клиники и там им делают процедуры неправильно, и лишь когда их жизнь находится в опасности, они приезжают в государственные больницы», - рассказал следователь. Один из таких случаев произошел в больнице Абэль Хильберт в Гуаякиле. Месяц назад туда поступила женщина с маточным кровотечением и картиной тяжелой бактериальной инфекции. Ей была сделана операция по удалению матки и в ходе операции в матке были обнаружены остатки плаценты, что вызвало сепсис.
Единый уголовный кодекс, действующий с 2014 года, предусматривает наказание от 6 месяцев до 2 лет тюрьмы для женщин, которые совершают действия, провоцирующие аборт или позволяют его делать третьим лицам. Норматив позволяет прерывание беременности, когда жизнь женщины находится в опасности или когда беременность стала следствием изнасилования женщины с умственной неполноценностью. В 2016 году ООН призвала власти Эквадора легализовать аборт в трех случаях: когда беременность является следствием изнасилования, в результате кровосмешения и при неправильном телосложении зародыша.
Анна Вера, представитель группы «Surkuna», защищающей права женщин, столкнувшихся с этими проблемами, осуждает эквадорский уголовный закон и характеризует “его как «постоянное нарушение прав женщин». Женщины, сделавшие аборт, попадают в тюрьму в течение 24 часов после выскабливания, хотя должны бы находиться на больничной койке. Их вынуждают говорить правду, угрожая отказом в медицинской помощи и лекарствах, уверяет правозащитник. Карле было 20 лет, когда она впервые попала в тюрьму провинции Эсмеральдас. Этой первой ночью в камере другая заключенная одолжила ей кусок картона, на котором она и провела ночь. О ней сообщил персонал из медицинского учреждения, куда она приехала после попытки вызвать аборт медикаментозно, после чего началось кровотечение. По словам девушки, это был бы ее второй ребенок, плодом новой связи, но будущий отец не захотел даже обсуждать возможность его помощи в воспитании этого ребенка.
Гуаяс – провинция с самым большим числом заявлений о подпольных абортах: 36 с 2014 до мая этого года. В Пичинче было подано за тот же период 27 заявлений. Уголовный кодекс Эквадора защищает жизнь ребенка до момента его появления на свет, это значит, что, если полицейские находят доказательства того, что мать решила сделать аборт, ее арестовывают, даже если она еще не поправилась после хирургической операции. Согласно этому нормативу, при данных правонарушениях в течение 24 часов должно быть предъявлено обвинение, поэтому следователи и судьи зачастую проводят предварительное заседание в больницах.
В январе 2015 года Роса была осуждена на четыре месяца заключения и на выплату трех минимальных окладов в виде штрафа, после того как гинеколог обнаружил следы абортивного препарата в ее влагалище. Студентка 23 лет прибыла в больницу Гуаякиля с сильным внутриматочным кровотечением. Она помнит, что, помимо уголовного процесса, вынуждена была столкнуться с общественным осуждением персонала больницы. «Они относились ко мне, как к преступнику, у палаты дежурил полицейский и я вышла из больницы в наручниках» - рассказала девушка. В суде прокурор требовал тюремного заключения, но судья присудил ей лишь домашний арест. Она провела четыре месяца дома, не могла посещать занятия и поэтому потеряла год учебы. Но, перед лицом угрозы провести два года в тюрьме, она приняла решение пойти на сделку и признать свою вину в совершении аборта.
Прокуратурой дела об абортах расследуются как случаи убийства, так как закон считает жизнь не рожденного еще ребенка правом человека. Поэтому прокуроры всегда требуют проведения психологической экспертизы, чтобы подтвердить, что они действовали умышленно и по своей воле. В случае Билен, разговор с психологом раскрыл, что женщина решила прервать беременность, потому что ребенок был не от ее мужа. Экспертиза также показала, что в детстве она перенесла физическое насилие и что у нее было чувства вины после аборта. Однако, это не было принято во внимание во время принятия решения судом, но она понесла минимальное наказание, так как признала в суде свою вину.