«Мулы» - наркокурьеры, перевозчики мелких партий наркотика, которые заполняют тюрьмы Эквадора, получат менее суровое наказание благодаря новому Уголовному кодексу, который также предусматривает появление в эквадорской жизни новых видов преступлений: femicidio (убийство женщины мужчиной), sicariato (заказное убийство) и дурное обращение с животными. Норматив, который вступил в силу в минувшее воскресенье, заменил собой закон, который действовал в стране последние 70 лет, он включает классификацию 77 новых видов преступлений, некоторые из них – результат международных договоренностей.
Критикуемый оппозиционными группами, которые считают норматив карательным, новый Единый уголовный кодекс (COIP) включает пропорциональность наказания торговцев наркотиками. А именно, что торговцы будут наказаны пропорционально тому количеству наркотика, который у них будет изъят. Кроме того, новая норма уменьшает максимальное наказание для наркоторговцев с 16 до 13 лет тюрьмы. В соответствии с COIP, мелкие торговцы получат от 2 до 6 месяцев тюрьмы, а крупные – от 10 до 13 лет. «Раньше в стране наказание для наркоторговцев было чрезвычайно суровым – если у человека обнаруживали хоть какое-то количество наркотика, он получал от 8 до 12 лет. Поэтому у нас тюрьмы переполнены мулами» - заявил в интервью специалист по уголовному праву Медардо Олеас, экс-президент Центральной избирательной комиссии.
До декабря прошлого года в Эквадоре насчитывалось 18 000 заключенных, четвертая их часть отбывала наказание за распространение наркотиков, согласно официальным цифрам. И наказание часто было непропорционально вине: Педро, эквадорец 20 лет, получил 8 лет тюремного заключения за то, что при нем было обнаружено 90 граммов марихуаны. Его задержали в 2012 году, дважды он представал перед судом. Первый раз его признали невиновным, так как Педро утверждал, что наркотик он собирался употреблять сам, после чего молодой человек на время предпочел покинуть страну, отправившись учиться за рубеж, но по возвращении был арестован: прокурор подал апелляцию, доказывая, что обнаруженный при нем наркотик предназначался для продажи. Парень был признан виновным и пребывал в заключении 9 месяцев, до тех пор, пока, после апелляции его семьи, судья не пересмотрел дело, признав, что марихуана предназначалась для личного потребления. Тем не менее, жизнь молодого человека оказалась полностью разрушена, он вынужден был бросить учебу, много денег ушло на адвокатов, отношения в семье испортились.
Эквадор, в котором нет крупных нарколабораторий и плантаций наркосодержащих растений, считается страной трафика наркотиков, которые везут из Колумбии, главным образом. Ноэми Сантильян, бывший судья, а ныне профессор государственного Центрального Университета Эквадора, отметила положительный момент дифференциации, которую устанавливает COIP между «мулами» и крупными торговцами. По ее словам, задержать человека с 50 граммами марихуаны – не то же самое, что обнаружить несколько килограмм кокаина.
Аналитики считают, что новый норматив будет подразумевать освобождение многих мелких перевозчиков, среди которых большинство женщин. В 2009 году в Эквадоре 2 221 заключенных за трафик небольших количеств наркотиков остались на свободе благодаря амнистии президента Рафаэля Корреа. Лидер левого толка лично пережил драму этих людей, признав, что его умерший отец был мелким наркокурьером, за что и провел 3 года в тюрьме США.
Помимо урегулирования наказания за торговлю наркотиками, новый COIP предусматривает другие преступления, до настоящего момента не предусмотренные в Эквадоре, как femicidio и sicariato, с наказанием от 22 до 26 лет лишения свободы. Также предусмотрено наказание от 50 до 100 исправительных работ для тех, кто плохо обращается с домашними животными, вплоть до тюремного наказания от 3 до 7 дней, если это приведет к смерти животного. Новый закон увеличивает срок наказания за убийства с 16 до 22 лет, в то время при отягчающих обстоятельствах в случаях совершения заказного убийства виновный может провести в тюрьме до 40 лет.