Отсутствие контроля, отвратительное поведение водителей и пешеходов, «эпидемия» двухколесных транспортных средств на дорогах страны являются ведущими проблемами дорожной безопасности, с которыми сталкивается Латинская Америка, где ставка погибших в ДТП достигла в 2013 году 16 человек на каждые 100 000 жителей, согласно Международной автомобильной федерации (FIA).
Согласно исследованию, проведенному этой организацией на основании данных из Аргентины, Бразилии, Чили, Колумбии, Эквадора, Гватемалы, Парагвая, Перу и Уругвая, обнародованному в минувшую среду в Монтевидео, в этих странах погибли в ДТП 61 926 человек в прошлом году. Ставка 16 погибших на дорогах на каждые 100 000 жителей превышает, и значительно, аналогичный средний показатель развитых стран, который составляет 8 на каждые 100 000 жителей, согласно докладу FIA, анализирующему данные автомобильных ассоциаций 16 стран региона.
С 40 160 фатальными жертвами, Бразилия является страной с самой катастрофичной ситуацией на дорогах (20 погибших на каждые 100 000 жителей), следом идут Эквадор (2 570 погибших) и Парагвай (1 117), где погибает 17 человек на каждые 100 000 жителей, третье место занимает Уругвай (567), с 16 погибшими на каждые 100 000 жителей. Самые низкие показатели отмечены в Чили (1 623 погибших в 2013 году), со ставкой 9 на каждые 100 000 жителей, и Гватемале (665) – 4 человека на каждые 100 000. Аргентина (5 187), Колумбия (6 000) и Перу (4 037) имеют ставку смертности на дорогах 13 человек на каждые 100 000 жителей.
С 1,99 млн транспортных средств – из которых 1,5 млн мотоциклы – и 3,3 млн жителей, Уругвай (страна региона с наибольшим количеством транспортных средств на каждые 100 000 жителей) имеет больше всего жертв на дорогах – 57 877 человек погибло там в прошлом году. Имея всего 10 459 транспортных средств на каждые 100 000 жителей, Эквадор уступает Уругваю, однако, позиция этой страны куда хуже, если сравнить число погибших в ДТП с размером самоходного парка.
Самая большая проблема, существующая в регионе – неприменение законодательства, потому что иногда есть норма, которая весьма совершенна, но невозможно ее применить, отметил аргентинец Леандро Перильо, глава отдела дорожной безопасности и окружающей среды FIA. Плюс чисто латиноамериканское пренебрежение безопасностью: зачем одевать шлем, если жарко, зачем пристегиваться, если на дорогах мало машин, отметил он. Одна из основных проблем региона – отсутствие образования, взаимного уважения, всего того, что имеет значение для снижения уровня ДТП, кроме того, пренебрежение ценностью собственной жизни. Человек, который ведет машину на скорости 250 км в час, может убить другого человека, но, кроме того, погибнет сам, что часто просто не принимается в расчет, подчеркнул Перильо.
К этому прибавляется, отметил эксперт, настоящая эпидемия транспортных средств на двух колесах. Он напомнил, что в Уругвае погибшие в ДТП мотоциклисты представляют 50 % от общего количества, в то время как в Аргентине эта ставка превышает 30 %. Помимо прочего, существует определенная простота в получении водительских прав в большинстве стран и низкий уровень знаний, помимо отсутствия контроля экзаменов на получение прав. Страны региона приняли хорошие законы, но проблема – отсутствие контроля за их выполнением, будь то неимение воли или недостаток персонала, указал он, отметив, что самые проблемные в этом отношении страны – Боливия и Перу.
Во многих странах, кроме того, все еще нет законов, которые ограничивали бы скорость движения в городах, по меньшей мере, до 50 км/ч, в то время как только две трети стран региона имеют узаконенную процедуру обязательного использования шлема при езде на мотоцикле.
В течение 2013 года было зафиксировано почти 2 млн нарушений правил дорожного движения, из которых 46 % заключались в парковке в ненадлежащем месту, а в 44 % случаев не соблюдался скоростной режим. Другие общие нарушения состоят в использовании мобильного телефона во время езды, а также употребление водителем веществ, которые уменьшают способность адекватной реакции, такие, как алкогольные напитки или наркотики.