Как и в главном порту Эквадора, намерение проехаться в такси грозит превратиться в ужас для жителей Кито ввиду резкой активизации деятельности преступников. По словам Макарены Васкес, члена муниципального совета, которая изучает эту проблему, за последние два года количество нападений и краж в желтых такси увеличилось на 65 %. Преступникам хватает двух часов, чтобы превратить автомобиль любого цвета в желтый и нанести необходимые обозначения, прокомментировал он. Согласно исследованиям, которые провел член совета, 98 % граждан, останавливающих такси, не обращают внимания, оранжевый номера у автомобиля или обычные. В эквадорских такси совершаются самые различные преступления, от грабежей до изнасилований, пояснил Валасеро, причем 55 % всех этих преступлений происходят в желтых такси. По данным Столичного управления гражданской безопасности, в столичном районе в целом поступает в среднем 1 189 заявлений в месяц по поводу нападений, ограблений и краж. 32,9 % этих преступлений совершается в салонах автомобилей.
По мнению Рауля Франко, главы общественной группы Марча Бланко (Белое движение – общественное объединение по борьбе с криминализацией страны), необходимо разработать жесткую политику против этой и других проблем, способствующих катастрофическому росту преступности в Кито. Согласно докладам этой организации, похищения экспресс становятся настоящей проблемой для эквадорской столицы: если в 2010 году не поступило ни одного заявлений о похищении в такси, в 2011 году было зарегистрировано 2 случая, а между январем и августом 2012 года – уже 17. Впрочем, считает Франко, только 20 % жертв объявляют об этом в Уголовную полицию, так что число реальных случаев уже перевалило за сотню с начала текущего года.
Франко пояснил, что политика, проводимая в вопросах безопасности городскими властями, не отражает действительные проблемы столицы. Управление гражданской безопасности только фиксирует данные о числе заявлений и это не решает проблемы роста численности преступлений, добавил он.
По результатам изучения ситуации с безопасностью населения, осуществленного немецкими социологами, Кито занимает 3 место среди 14 самых опасных городов Мексики, Колумбии, Венесуэлы и Панамы, с самым высоким показателем краж, совершенных с применением насилия. Это означает, что «доброжелательные» эквадорцы, почти не задумываясь, могут покалечить или даже убить свою жертву, если та посмеет сопротивляться во время ограбления. Но хуже всего то, что в последнее время проявления жестокости со стороны эквадорских преступников становятся все более частыми и без оказания сопротивления. Немецкие специалисты опросили 1 337 граждан на улицах столицы. Вопрос звучал так: «В период с января по май 2012 году были ли Вы жертвами насильственного нападения на улице, в такси или автобусе (с применением пистолета или ножа)?» 111 человек ответили утвердительно. А именно, 8 % жителей Кито, по крайней мере, однажды за указанный период, стали жертвами преступления.
В сентябре 2011 года мэр Аугусто Баррера лично возглавил акцию протеста и призвал депутатов парламента Эквадора принять 10 поправок к Уголовному кодексу Эквадора. В частности, он предлагает ввести в УК страны характеристики такого самостоятельного преступления, как похищение экспресс, и установить для виновников соответствующее наказание.
По словам Фернандо Каррион, специалиста по вопросам городской безопасности, такой вид преступлений, как похищение экспресс возник в Мексике и Колумбии, став формой кражи денег из банкоматов. Позднее это преступление переросло в похищение, когда жертва лишалась не только пластиковых карт, но и остального имущества, находившегося при ней. В обеих этих странах правительствами были приняты решительные меры, чтобы уменьшить проблему.
В Эквадоре эта проблема появилась сначала в Гуаякиле, где был зарегистрирован первый случай несколько лет назад. Власти Кито решили, видимо, что подобная ситуация не перекинется на их город, поскольку, когда начались похищения экспресс в столичном районе, власти оказались совершенно не готовы. По словам Каррион, чтобы уменьшить число таких преступлений, необходимо внести изменения в законодательстве и разместить видеокамеры во всех банкоматах, а также в общественных местах, где также должно быть постоянным присутствие полицейских. Решению проблемы может помочь перепись всех легальных такси и жесткий контроль нелегальных. Только тогда жители Кито и гости эквадорской столицы смогут без страха садиться в такси на улицах города.