Гражданин Беларуси Александр Баранков числится в розыске Интерпола. На веб- портале этой международной организации опубликовано четыре фотографии этого гражданина и есть ссылка на требование экстрадиции. В настоящее время он пребывает в уголовной тюрьме Гарсия Морено (Кито). Туда он был препровожден 7 июня, когда полиция Эквадора задержала его, согласно официальной версии, для проверки юридического статуса пребывания в стране. Документы на предоставление Баранкову статуса беженца, полученного 27 июня 2010 года (он въехал в страну в октябре 2009 года), в настоящее время проверяются сотрудниками МИД, а вопрос об экстрадиции Баранкова на родину должен решить на днях председатель Национального суда Эквадора (CNJ).
Это не единственный случай экстрадиции иностранных граждан из Эквадора. При изучении официальных архивов журналисты установили, что с 1995 года по настоящее время эквадорские власти получили 90 запросов от иностранных держав с просьбой выслать на родину беглецов от правосудия. 14 из них уже экстрадированы. В свою очередь, Кито запрашивал высылку 87 человек, которые пребывали или пребывают за границей и в отношении которых имеется открытые уголовные процессы (19 из них уже прибыли в Эквадор под конвоем из 6 стран). Большинство запросов об экстрадиции связаны с обвинением граждан в торговле наркотиками, изнасилованиях, кражах, фальсификации документов, убийствах, торговле оружием, отмывании денежных средств, мошенничестве.
Баранков, который значится в базе данных Налоговой службы Эквадора (SRI) в качестве коммивояжера, за несколько дней перед тем, как получить статус беженца, подал заявление в МИД, где поведал, что в Беларуси он был капитаном милиции, сотрудником некого отдела, занимавшегося тайной слежкой за сотрудниками иностранных посольств и обычными гражданами. Он уверил, что хорошо осведомлен о существовании некоей группы вольных стрелков и знает не понаслышке о фактах коррупции в высших официальных кругах своей страны, а его бегство из Беларуси в 2009 году якобы было связано с несогласием с политикой, проводимой правительством президента Александра Лукашенко. В конце июня этого года этот президент побывал в Эквадоре с официальным визитом и, как утверждают родственники Александра Баранкова, правительство хочет добиться от эквадорского руководства лишить того статуса беженца, чтобы потом потребовать его экстрадиции.
Эквадор не может высылать из страны иностранцев, которые получили официальный статус беженца. Ответ Министерства иностранных дел однозначен: сначала необходимо найти повод или основания для отмены этого статуса, и только после этого может идти речь об экстрадиции в страну, ходатайствующую об этом, что решается только в судебном порядке. Статья 41 Конституции Эквадора гласит, что «граждане, имеющие статус беженца или получившие дипломатическое укрытие, пользуются особой защитой, которую государство обязано уважать и гарантировать отказ в высылке таких граждан». Тем не менее, источники из МИД отмечают, что статус беженца может быть отменен, в том числе, и в случае, когда эквадорским властям станет известно, что выезд из страны происхождения или проживания подобного беженца был связан с уклонением от правосудия, в частности, в связи с совершением уголовного преступления. Нечто подобное уже происходило с российским гражданином, который в начале этого года был выслан в Москву после того, как статус беженца в Эквадоре у того был аннулирован. По данным следствия, он разыскивался за совершение в своей стране уголовного преступления, хотя изначально уверял эквадорских судей, что бежал «от ужасов гражданской войны» в России.
В июле 2011 года общеизвестным стал случай другого гражданина, также россиянина, требование об экстрадиции которого было заявлено российскими властями. Эквадорская полиция задержала Максима Мясникова, числившегося в розыске Интерпола по обвинению в соучастии в убийстве, незаконном хранении огнестрельного оружия и взрывчатых веществ в его родном городе. Тем не менее, в экстрадиции было отказано и спустя три месяца после ареста иностранца освободили по решению коллегии по уголовным делам Национального суда Эквадора. Однако, имя и фотографии Мясникова все еще значатся в базе данных Интерпола, с подробным перечнем преступлений, в которых обвиняют россиянина. Сотрудники международной полиции утверждают, что у Мясникова есть связи с так называемой русской мафией.
Александр Баранков продолжает настаивать, что его пребывание в Эквадоре связано с его политическим преследованием на родине, поэтому его статус беженца отмене не подлежит. Заявление об этом, за его подписью, было предано в МИД адвокатами еще 3 июля. В этом документе, на двух страницах, защита ссылается на Соглашение о статусе беженца, подписанного в Женеве в 1951 году, в котором указано, что подобная защита предоставляется любому эмигранту, вне зависимости от гражданства, политических или иных взглядов. Поэтому адвокаты Баранкова настаивают, чтобы ему было разрешено оставаться в стране.
Эквадорское законодательство предусматривает тщательную последовательность подобного типа процессов. Например, в статье 18 закона «Об экстрадиции» определено, что задержание гражданина, в отношение которого вынесено постановление о депортации, производится сотрудниками эквадорской полиции, с обязательным составлением протокола. Затраты, связанные с перемещением иностранного гражданина по национальной территории, несет эквадорское правительство, тогда как остальные расходы – за счет ходатайствующего об экстрадиции государства (ст. 21). Экстрадиция возможна, если в стране происхождения гражданин обвиняется в совершении уголовного преступления, предусматривающего, по аналогичным эквадорским законам, минимальное наказание 1 год тюрьмы (статьи 1 и 2). В срочном случае, председатель Национального суда может подписать приказ о задержании гражданина, о чьей экстрадиции заявлено, но судебного решения об этом пока нет, в качестве превентивной меры (статья 8 закона). Именно этот судейский чиновник должен будет отразить свое мнение, подлежит ли иностранный гражданин экстрадиции (ст. 24). Если правосудие Эквадора одобрит экстрадицию, глава Национального суда сообщит об этом в Министерство иностранных дел, которое передаст материалы главе государства – тому, кто примет окончательное решение о том, принять или отказать в экстрадиции иностранца, нашедшего приют на эквадорской земле (ст. 17).