Его расстреляли из ручного пулемета. Произошло это ночью 8 июня, в квартале Каямбе – центральном районе города Куэнка, столице провинции Асуай. Речь идет об убийстве некоего Марко М., чья гибель стала шестым подобным преступлением, совершенным в том же секторе, во всяком случае, согласно официальным данным. Согласно статистике Уголовной полиции, 37 убийств было зарегистрировано в Куэнке в прошлом году, тогда как только с января по июнь 2012 года – уже 20. Среди жителе столицы Асуай нарастает обеспокоенность, так как все последние смерти в городе были насильственными.
Одним из случаев, привлекшим внимание общественности, стала гибель Лилианы П. Несчастную девушку избили, изнасиловали, задушили, облили бензином тело и подожгли. Все это было установлено в результате вскрытия. Погибшей было всего 14 лет, ее труп был найден в ущелье сектора Сининкай, на севере этого большого современного города, утром 8 июля. Четыре дня спустя супружеская пара 86 лет была убита в церковном приходе Сарансол, расположенном к востоку от Куэнки, в кантоне Чорделег. Руки и ноги погибших были связаны, а нашли супругов в их собственном доме. Судебные эксперты определили, что старики умерли в результате ударов тяжелым предметом по голове.
Сообщения об убийствах продолжились в середине того же месяца. Сестры Марисела (22 года) и Морайма P. (24 года) были убиты в своем доме, тело одной из них было обожжено. Пожарные нашли открытыми газовые горелки на кухне, что привело к утечке газа. По словам прокурора провинции Лисардо Мартинес, злоумышленники попытались изобразить несчастный случай, чтобы скрыть следы преступления и заставлять всех думать, что речь шла об обычном пожаре. Несмотря на то, что преступления совершены похожим способом, случаи Лилиана П. и сестер Р. не имеют явной связи, считает прокурор Мартинес. Вильсон Муньос, член муниципалитета Куэнки, и Фабрицио Сабала, управляющий Советом гражданской безопасности (CSC), допускают, что уровень насилия в городе увеличивается, но пока еще находится на контролируемом уровне.
Полицейское руководство не исключает, что смерти, зарегистрированные в квартале Каямбе, связаны со сведением счётов между преступными группировками, которые действуют в этом районе и вступают в противостояния, часто с оружием в руках, в борьбе за территории для продажи наркотика. О подобных причинах убийств твердят и рядовые полицейские, несмотря на то, что в ходе своего визита в страну в 2010 году специальный представитель ООН по вопросам внесудебного исполнения Филип Альстон осудил подобный подход. По его словам, сотрудники правоохранительных органов, ссылаясь на сведение счетов между бандами как на причину смерти того или иного гражданина, не осуществляют более никаких следственных действий для раскрытия действительных обстоятелств этих смертей.
Полиция провинции Асуай установила пять районов с наибольшей долей криминализации в Куэнке. В четырех из них основными регистрируемыми преступлениями являются насильственные смерти, торговля наркотиками и вооруженные нападения. Однако, ни одна из пяти смертей, зарегистрированных на второй неделе июля, не произошла в этих районах – напротив, в других, считающихся спокойными. По мнению члена муниципалитета Вильсона Муньос, это подтверждает, что насилие и преступность распространяются на всю территорию города. Прокурор Мартинес не согласен с этим, его оценка состоит в том, что в Куэнке еще существуют вполне безопасные места.
В 2011 году внимание эквадорского общества привлекло убийство в Куэнке предпринимателя Хайме Вера де ла Куадра и его двух детей. Преступление совершено в его доме, в жилом районе. Жена Веги была признана без вести пропавшей.
По словам Сабала, полиция Куэнки работает над тем, чтобы остановить насилие в городе. Только в этом году полицейские расследовали деятельность 14 группировок в провинции. В Куэнке в прошлом году были также задержаны три иностранца, разыскивавшиеся Интерполом по обвинению в торговле наркотиками и отмывании денежных средств. Один из них длительное время жил в Куэнке. У задержанных были изъяты оружие и деньги.
Статистика Управления гражданской безопасности показывает, что ежегодно регистрируется пять убийств на каждые 100 000 жителей Куэнки. По мнению Сабала, этот показатель ниже того, что установлен Панамериканской организацией здравоохранения (10 на каждые 100 000 жителей), так что нельзя считать Куэку небезопасным городом.
Мириам М. далека от подобных рассуждений – смерть её дочери Лилианы тому причина. Девочка исчезла в окрестностях собственного дома и была найдена семь дней спустя в ущелье, без признаков жизни. Здесь никогда такого не происходило, утверждает Мария М., крестьянка, которая нашла тело девочки на своем участке земли. После убийств в Томебамба и Сининкай местные жители организовали собственные отряды безопасности. Они сами патрулируют свои районы, не доверяя представителям национальной полиции. В квартале Каямбе после последней смерти, зарегистрированной в июне, Совет гражданской безопасности разместил камеры видеонаблюдения, улучшили освещение и установили новую систему сигнализации.
По мнению Марко Саламеа, социолога, основная проблема роста преступности – пассивность, как властей, так и значительной части населения. Еще два года назад жители Куэнки были более чувствительны к спорадическим случаям насилия. Но с каждым годом меняется эквадорское общество и не в лучшую сторону. Это, плюс безнаказанность преступников, порождает условия, когда жизнь человека утрачивает свою ценность.