Увеличение размера первоначального взноса и сокращение периода погашения ссуд, предназначенных на покупку жилых помещений и автомобилей эквадорскими гражданами. Вот реальность, предсказанная аналитиками, которая уже начала воплощаться в жизнь, еще до введения в действие нового закона «О регулировании кредитов на покупку жилья и транспортных средств». Частичное вето президента Корреа не меняет сути этого норматива и в настоящее время ожидает утверждения парламентом Эквадора.
Гонсало Руеда, управляющий социологической компанией MarketWatch, считает, что ближайшим эффектом изменения условий получения ипотечного кредита станет резкое уменьшение числа клиентов, которые смогут рассчитывать на эти ссуды, а следовательно – застой строительства. Это основной риск, который повлечет за собой вступление в силу ипотечного закона для сектора строительства, который имел рост даже более высокий, чем вся национальная экономика страны, в течение некоторого периода. В соответствии с данными MarketWatch, с учетом роста национального ВВП на 6,5 % в 2011 году, строительный сектор вырос на 14 % в течение того же года. При этом, 40 % роста ВВП строительного сектора соответствовали жилищному строительству и 60 % - работам по благоустройству и строительству инфраструктуры.
Кредит – топливо сектора строительства в Эквадоре, подчеркнул Руеда, именно ипотечное финансирование поддерживало активное строительство жилья почти весь период с 2007 по 2011 годы. Общая сумма ипотечных кредитов, выданных в 2007 году, составила USD 699 млн, данный вид кредитования достиг своего самого высокого пика в 2008 году (USD 783 млн). Ввиду финансового мирового кризиса было зарегистрировано понижение ипотечного кредитования в 2009 году (USD 538 млн), тогда как в 2010 и 2011 году было выдано кредитов на покупку жилья в размере USD 688 млн и USD 694 млн соответственно, согласно данным Biess (банк Института социального страхования)и Управления банками.
Хайме Румбеа, исполнительный директор Ассоциации застройщиков жилья Эквадора (Apive), указывает на то, что ипотечный кредит остается самым фундаментальным фактором для жилищного сектора. Так что, если последуют какие-то ограничения в доступе к ипотечному кредитованию, то это ограничит доступность собственного жилья множества граждан и приведет к замораживанию тех проектов, которые еще находятся в стадии анализа, подчеркнул он. Для минимизации этих эффектов, представители сектора недвижимости ведут переговоры с финансовыми структурами.
Между тем, частичное вето, которое президент наложил на две наиболее полемичные статьи закона, не убеждает банкиров в его целесообразности как такового. Президент Корреа предложил исключить из норматива положение, согласно которому финансовые учреждения обязаны предназначать 5 % своих активов для выдачи ипотечных кредитов, и рекомендовал предоставить право Банковскому собранию (JB) решать вопрос о закреплении ежегодной процентной доли ипотечных кредитов для каждого конкретного банка. Это, согласно источникам из ряда частных банков, могло бы быть еще более опасным, потому что подразумевает некую схему.
На встрече, состоявшейся в минувший четверг между руководителями профсоюза финансовой системы и JB, банкиры высказали свою обеспокоенность в связи с данной президентской поправкой. Хотя финансовая система в принципе возражает против обязательства выделять определенный процент активов для данного типа ссуд, большинство финансистов считает, что все же предпочтительнее того, чтобы это процентное содержание было закреплено в законе. Каждый год члены JB будут принимать решение, какие банки сколько должны выдавать ипотечных кредитов. Финансовый сектор рассчитывает, что на следующей неделе ситуация прояснится.
Тем временем, хотя проект закона о регулировании кредитов для покупки жилища и автомобилей еще не вступил в действие, финансовые учреждения уже начали ограничивать и ужесточать условия ссуд для приобретения транспортных средств. Это подтвердил Сезар Робалино, управляющий Ассоциацией частных банков Эквадора (ABPE). Он объяснил, что финансовые учреждения понимают, что закон будет принят, поэтому ряд банков уже сократил период финансирования покупки транспортных средств и увеличил размер первоначального взноса (до 40 – 50 % стоимости автомобиля), тогда как обычно ссуды для покупки автомобилей достигали 70 % стоимости. Эти ограничения, впрочем, применяются только при покупке в кредит транспортных средств, стоимость которых не превышает 100 минимальных окладов (USD 29 200 в настоящее время). То есть подавляющее большинство машин, пользующихся наиболее активным спросом среди населения Эквадора.