Саудовская Аравия, как и другие крупные производители ОПЕК, намерены наводнить рынок нефти. Эта ситуация маленькому Эквадору грозит экономическим коллапсом ввиду падения цен на нефть – основного источника государственного бюджета Республики.
Международные цены на необработанную нефть, как стандарта Brent (Великобритания), так и West Texas Intermediate (WTI, США), начали снижаться в последние недели, упав ниже предвиденного минимума – например, менее USD 100 за баррель в случае WTI. Спекулятивные и политические факторы – вот то, что больше всего влияет на эти тенденции, негативно отражающиеся на продаже за рубеж и сырой эквадорской нефти: Napo и Oriente. Нефть WTI, которая достигла максимума USD 110 за баррель не далее как в апреле, в полдень минувшей среды, 23 мая, упала до отметки USD 91,09 на нью-йоркской бирже, тогда как котировки на нефть Brent обвалились с USD 125 до 107,75 в минувший вторник.
Согласно мониторингу рынка, в части потребления наблюдается застой. США и Европа, основные рынки сбыта нефти и дериватов, находятся в тяжелой экономической ситуации, которая препятствует росту потребления. Индия и Китай, еще молодые рынки для нефти, заразились европейским «гриппом» и демонстрируют резкое снижение спроса, по сравнению с предыдущими неделями. Кроме того, наблюдается значительное увеличение производства со стороны Саудовской Аравии и других компаньонов ОПЕК, пояснил консультант Аугусто Тандасо. Арабские страны намерены добиться снижения цены на нефть посредством большего производства, наводняя, таким образом, международный рынок. Саудовская Аравия произвела за последнюю неделю рекордные 9,8 млн баррелей. Равные тенденции наблюдаются в других странах Персидского залива, к которым прибавляются спекулянты, купившие необработанную нефть и не желающие прогореть – они срочно выбрасывают свой товар на рынки. Помимо всего, Россия увеличивает свою нефтедобычу, достигнув 9,7 млн баррелей в день.
Позиция властей Аравии ясна: руководство этой страны полагает, что цены на углеводороды слишком высоки, стремясь достигнуть уровня котировок нефти Brent на отметке USD 100, а WTI – от USD 80 до 85. Другая предпосылка падения нефтяных цен – продолжающаяся конфронтация Ирана с Западом. Иран – второй производитель ОПЕК после Саудовской Аравии, с 3,6 млн баррелей в день. Существовало беспокойство международного сообщества относительно продолжающегося развития иранской ядерной программы, хотя Тегеран заверяет всех и каждого, что не имеется в виду ядерное оружие. Власти США и Израиля даже объявили, что они атаковали бы эту исламскую нацию, лишь бы воспрепятствовать Ирану в получении собственной атомной бомбы. Эта щекотливая ситуация спровоцировала рост цены на нефть вверх, в основном под влиянием спекуляций. Однако, в настоящее время эта угроза войны с Ираном постепенно исчезает и влечет за собой падение нефтяных котировок до нормального уровня, пояснил бывший министр энергетики Фернандо Сантос.
Правительство Ирана также уменьшило свою агрессивную позицию, открыв доступ на свой секретные заводы международных наблюдателей. По всей видимости, «бортовой залп» санкций, которые объявили США и страны Европы, испугал Тегеран, считает Сантос. Согласно этим санкциям, с 1 июля иранская нефть не будет поступать ни в одну из стран Европейского союза, ввиду отказа Ирана прекратить реализацию своей ядерной программы. Снабжение иранской нефтью уменьшается, но США и европейские страны готовы открыть свои стратегические резервы, чтобы компенсировать потери. В предыдущие выходные на встрече «Большой восьмерки» в США было подтверждено решение препятствовать Ирану, во что бы то ни стало, в возможном изготовлении атомной бомбы. В данных обстоятельствах правительство исламской страны согласилось в минувший вторник допустить инспекторов Международного агентства атомной энергии на все свои ядерные, открытые и секретные, объекты, что было необсуждаемым требованием Запада. К этому прибавляется второй раунд переговоров между США, Францией, Германией, Россией и Китаем с Ираном, связанная с анализом того, является ли иранская ядерная программа мирной. Если результаты этой встречи будут удовлетворительными, цены на необработанную нефть упадут еще на USD 10 – 15.
5 мая, впервые за несколько последних месяцев, котировки эквадорской необработанной нефти Oriente упали до USD 98,92. С тех пор снижение было постоянным: в минувшую среду баррель этой нефти стоил на бирже всего USD 91,12. Чем грозит правительству Эквадора это падение? В Министерстве финансов признают, что в стране могут возникнуть проблемы, если цена за баррель нефти упадет до USD 70. В соответствии с программой затрат правительства, выделенная на реализацию государственных социальных проектов сумма (USD 4 млрд 800 млн) финансируется целиком за счет нефтяного дохода. Здесь находятся и строительство гидроэлектростанций, и общественные программы помощи социально уязвимых секторов, и инфраструктура и оборудование для систем безопасности и правосудия страны. До настоящего времени высокие цены на нефть способствовали важному доходу для государственного бюджета: до апреля 2012 года размер этого дохода составил USD 2 млрд 061 млн, что на 33,5 % больше того, что было получено в том же периоде предыдущего года (USD 1 млрд 544 млн). Этот доход обязан целиком и полностью разницей в цене, так как производство с предыдущего года оставалось на неизменном уровне: в 2011 году, с января по март, из Эквадора было экспортировано 32 544 баррелей необработанной нефти. Средняя цена продажи составила USD 87,6 за баррель. В текущем году за тот же период было продано за рубеж 33 817 баррелей необработанной нефти, по цене USD 104,4. Производство нефти в Эквадоре остается на прежнем уровне: ни государственные предприятия, ни частные компании, работающие в стране, не в состоянии увеличить свои уровни нефтедобычи. За первые три месяца текущего года совокупное нефтяное производство в стране составило 45 691 баррель, едва ли на 361 баррель больше, чем в 2011 году.
Тем не менее, финансовые власти Эквадора пока отказываются от перспективы обращения за новыми иностранными кредитами, чтобы покрыть дефицит государственного бюджета в предвыборный год. Отчасти потому, что правительство ждет результаты встречи Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), которая пройдет в Швейцарии 13 и 14 июня.