Эквадор – одна из стран с самым большим количеством происшествий на дорогах. По данным Национальной полиции, в 2011 году было зарегистрировано 15 700 дорожно-транспортных инцидентов, 13 человек умирают ежедневно в стране в результате столкновений на дорогах. Среди основных причин ДТП доклады полиции выделяют отсутствие опыта у водителей, превышение скорости и ненадлежащее состояние транспортных средств.
Чтобы справиться с этой последней проблемой, национальное правительство Эквадора с 2008 года запустило в действие План транспортного обновления (Renova), который имеет целью полное техническое обновление 18 тысяч единиц общественного транспорта, с вложением в размере USD 70 млн посредством кредитной линии, предоставляемой Национальной финансовой корпорацией (CFN) транспортным кооперативам для покупки новых автобусов и троллейбусов. До начала осуществления этого плана, по всей стране пассажиров перевозили старые и давно отслужившие свое автобусы, срок работы которых составлял 30 лет. В 2009 году были внесены соответствующие изменения в технические нормативы, срок службы автобусов был закреплен на отметке 20 лет.
В транспортном кооперативе Ciudad de Machala числится 150 автобусов, выполняющих различные маршруты по всему городу Мачала, большинство из них предоставляет специальные услуги (школьные, туристические, корпоративные перевозки). Самые старые транспортные средства выпущены в 1998 году, а новые – в 2008-2011 и даже в 2012 годах. Ангэль Аполо, управляющий организации, отметил, что работать на более старых автобусах не выгодно, даже если учесть, что проезд там стоил всего 18 центов. Эти машины, пояснил он, были обновлены или проданы на запчасти.
Компания Oroconti оперирует 52 автобусами, курсирующими в направлении Эль Камбио – Пуэрто Боливар, а также с севера на юга города. Транспортный парк обновился на 80 % и самые новые транспортные средства предприятия выпущены в 2012 году, тогда как самые древние – в 1994 году.
Стратегия обновления использована и в других городах и провинциях Эквадора. Президент Ассоциации водителей городских автобусов Кеведо, Вальтер Теран, привел в пример транспортный кооператив Cooperativa Plaza, где уже обновились два автобуса и ожидается поступление еще восьми единиц, столько же новых автобусов ожидается в кооперативе Grupo 8. В кантоне Санто-Доминго, 5 из 131 компаньонов кооператива Rio Toachi воспользовались кредитными линиями плана Renova для покупки новых средств общественного транспорта в обмен на отслужившие свое автобусы. Эдуардо Сото, представитель этого кооператива, заявил, что, учитывая положительные результаты обновления, на очереди находятся еще 15 автобусов. Цель состоит в улучшении состояния транспортного парка и предложение более качественных услуг, прокомментировал экспедитор, добавив, что цена на новый автобус на рынке колеблется от USD 104 тысяч до 114 тысяч.
Учитывая интерес к проекту, правительство увеличило срок реализации плана Renova до 2013 года, тем самым рассчитывая почти полностью обновить старый самоходный парк общественного транспорта в стране, включающий такси, школьные экспрессы, автобусы и грузовой транспорт.
В соответствии с законом о дорожном движении и инструкциями Агентства дорожного движения и наземного транспорта Эквадора (ANT), транспортные средства, перевозящие пассажиров, должны проходить три технических осмотра в год. Один раз – для оформления технического паспорта (matricula) на автомобиль и еще два раза раз в полгода проводится техническая ревизия, в противном случае автобус не может работать на маршруте. Во время этих ревизий проверяется состояние транспортной единицы, и если те не соответствуют установленным требованиям, разрешение на работу их водителям не продляется.
Несмотря на усилия по обновлению транспортного парка, в маленьких городках Эквадора курсируют во множестве автобусы, списанные из транспортных кооперативов больших городов. Так, компаньоны кооператива Suroriente, который выполняет 45 маршрутов в провинциях Лоха и Самора Чинчипе, приобрели списанные автобусы столичных кооперативов, так как, по словам управляющего Рене Бермео, они все еще находятся в хорошем состоянии. Бермео объяснил, что практически все автобусы не старше 2000 года и у них впереди есть еще достаточный срок службы. Он добавил, что в маленьких провинциальных кооперативах недостаточно экономических ресурсов для приобретения новых автобусов за USD 140 тысяч, тогда как поддержанные обходятся им всего в USD 70 – 80 тысяч. Если бы была увеличена стоимость проезда и шоссе находились действительно в хороших условиях, тогда водители провинций рискнули бы приобрести новые автомобили, сообщил он.
Однако, один из транспортных кооперативов провинции Лоха, Unión Cariamanga, обладает новыми автобусами. Две недели назад руководители кооператива купили 20 единиц с нулевым пробегом, производства Бразилии. Компаньоны инвестировали более USD 150 тысяч каждый, путем продажи старых транспортных средств и получения кредита. Полибио Велес, управляющий, пояснил, что цель состоит в улучшении обслуживания на провинциальном и национальном уровне. Шесть лет назад компаньоны Unión Cariamanga также предпочитали покупать бывшие в использовании автобусы, однако, они догадались, что вложение в оформление договора, регистрацию, ремонт, поиск запасных частей обойдется, в конечном итоге, дороже, и предприняли кампанию по полному обновлению самоходного парка, приобретя 63 новых автобуса. Никсон Гранда, один из компаньонов кооператива, уверен, что нет ничего хуже, чем покупать поддержанные и, как правило, поврежденные автомобили.
Но среди 560 единиц общественного транспорта, которые курсируют в провинции Самора Чинчипе, большинству давно пора быть сданными на металлолом. Согласно служащим провинциального отдела ANT, местный общественный и коммерческий автопарк имеет разрешенные пределы использования, тем не менее, висящее над улицами провинциальной столицы Самора густое темное облако угарного газа, выбрасываемого автобусами, отражает истинное положение дел. Марсело Вентанилья, управляющий транспортного кооператива Zamora, сообщил, что средний возраст местного самоходного парка – 15 лет. Он объявил, что они собираются обновить автобусы, чтобы предлагать более качественное обслуживание. Однако, по словам руководителей кооперативов общественного транспорта этого города, обновление автобусов осложняется в связи с проблемой существования нелегальных услуг по перевозке, что затрагивает транспортные предприятия провинции.
Обновление транспортного парка Эквадора способствует улучшению состояния окружающей среды. Старые транспортные средства, участвующие в программе обновления, идут на переработку, в 2011 году 17 225 тонн металлолома было переработано в 11 353 483 тонн железа, что составляет в денежном выражении приблизительно USD 11 353 000.