Президент США Дональд Трамп выразил намерение, чтобы его страна восстановила контроль над Панамским каналом. Он заявил, что тарифы, которые Панама взимает с американских судов, непомерны, и предположил, что канал «попал не в те руки», имея в виду предполагаемое влияние Китая.
По словам президента Федерации экспортеров Эквадора (Fedexpor) Фелипе Риваденейры, Панамский канал имеет стратегическое значение для внешней торговли Эквадора. В 2024 году Эквадор занял шестое место среди стран, которые перевезли больше всего тонн экспортных грузов через Панамский канал. И это был восьмой по величине импортный груз. Если сложить оба значения, Эквадор станет седьмой страной, которая чаще всего использует этот морской переход. 42% импорта, осуществляемого Эквадором, проходит через Панамский канал. Это основной маршрут доставки его продукции в США, Европу, Африку и Азию.
По данным администрации канала, груз, отправленный из эквадорских портов или в указанные пункты назначения, составил 13 178 206 тонн. Это количество составило 6,3% от общего объема грузов, проходивших по каналу в 2024 году. США являются крупнейшим пользователем, за ними следуют Китай и Япония. Риваденейра объяснил, что из 31,7 млн тонн, которые Эквадор экспортировал в среднем в последние годы, по меньшей мере 5,7 млн тонн проходят через Панамский канал, что составляет 18% от общего объема экспорта.
В случае импорта это еще более актуально: из общего объема импорта, который в среднем составляет 17,9 млн тонн, не менее 42% проходит через канал. Панамский канал соединяет Эквадор с пунктами назначения и поставщиками со всего мира. Среди основных стран – Бельгия, Франция, Германия, Объединенные Арабские Эмираты, Израиль, Иордания, Египет, Китай, Южная Корея, Сенегал, Кот-д'Ивуар, Бенин, Того, Гана и другие. Это также позволяет транспортировать грузы к восточному побережью США, доставлять их с экспортом в страны Центральной Америки и в порты на Атлантическом побережье стран Южной Америки, уточнил Риваденейра. По его словам, практически Панамский канал можно использовать для отправки и получения товаров в любую точку мира и из нее. «На данный момент трафик и коммерческие потоки через канал сохраняются. Как Федерация, мы продолжаем следить за ситуацией, чтобы проанализировать возможные изменения в работе канала», - пояснил предприниматель.
Президент Панамы Хосе Рауль Мулино уверен, что кризис, вызванный заявлениями президента США Дональда Трампа о восстановлении прав на Панамский канал, будет преодолен. По словам Мулино, он не заинтересован в споре с США и предполагаемое присутствие Китая не представляет угрозы, поскольку нет никакого вмешательства в управление этим межокеанским путем. Но Трамп настаивал на том, что Китай имеет значительное присутствие в Панамском канале.
Мулино повторил на пресс-конференции, что канал «есть и останется панамским». Он пояснил, что, хотя некоторые китайские компании работают в близлежащих портах, эта деятельность не влияет на функционирование или контроль над каналом. Мулино также пояснил, что существует путаница между управлением каналом и эксплуатацией прилегающих портов, которыми управляют многонациональные компании из разных стран, включая США, Сингапур, Тайвань и Гонконг. Двумя из этих портов, Бальбоа и Кристобаль, управляет компания, базирующаяся в Гонконге, но Мулино подчеркнул, что эти порты выполняют вспомогательную роль и не вмешиваются в управление каналом.
В преддверии предстоящего приезда госсекретаря США Марко Рубио, Мулино ясно дал понять, что не желает вести переговоры по каналу, поскольку его контроль Панамой закреплен с момента окончательной передачи в 1999 году в соответствии с Договорами Торрихоса-Картера. Хотя он заявил, что есть и другие темы, представляющие общий интерес для обеих стран, которые могут быть обсуждены, этот канал не подлежит обсуждению. Кроме того, он напомнил, что США построили и эксплуатировали трассу до ее передачи Панаме 31 декабря 1999 года.
С середины 1960-х годов количество судов, пересекающих Панамский канал, оставалось относительно стабильным. Ежегодно их насчитывается от 13 000 до 15 000. Только в 2024 году оно сократилось до 11 240 из-за последствий засухи. Если анализировать по перевезенному тоннажу, объем постоянно увеличивался. Этот рост произошел с 2016 года, когда был открыт расширенный канал, что позволило осуществлять транзит судов большего размера.
До передачи канала Панаме в 1999 году ни один год не превышал 300 миллионов тонн CP/SUAB (Универсальная система досмотра судов Панамского канала). После смены руководства рост ускорился. В 2024 году их было 423 млн, а в 2023 году – 511,1 млн. Чтобы пройти по каналу, суда должны заплатить пошлину. Сумма рассчитывается на основе фиксированной ставки, определяемой используемым шлюзом и габаритной категорией судна. Кроме того, по переменной ставке в зависимости от вместимости судна. По словам администрации канала, этот сбор взимается независимо от флага судна в соответствии с договором о нейтралитете, подписанным в 1977 году.