28 ноября 2024 года правительство Даниэля Нобоа уже объявило, что налог на вывод иностранной валюты (ISD) будет снижен с января 2025 года. В понедельник, 2 декабря 2024 года, указом 468 президент Нобоа установил, что тариф ISD изменяется для в соответствии с установленными им параметрами: 0% для фармацевтического сектора; 2,5 % для импорта исходных материалов и сырья из других производственных секторов. Перед выдачей соглашения Министерство экономики должно опубликовать заключение, предусмотренное пунктом 15 статьи 74 Кодекса государственного планирования и финансов, которое будет содержать отчет о результатах сбора, подготовленный Налоговой службой (SRI).
В соответствии с указом, подписанным Нобоа, в связи с энергетической ситуацией, вызванной текущими погодными условиями, перечень тарифных подпунктов, для которых установлен налог 0%, будет определен Министерством экономики. Ежегодно Министерство экономики должно оценивать в конце каждого налогового периода состояние государственных финансов и платежного баланса, чтобы определить целесообразность продолжения сокращения ISD.
Производственные сектора не убеждены в преимуществах объявленного Нобоа снижения. По словам Альберто Акосты Бурнео, экономиста и редактора еженедельного журнала Analysis, «звучит очень хорошо, когда правительство заявляет, что снижает ISD, чтобы повысить конкурентоспособность производственного сектора Эквадора, но реальность совершенно иная». «Объявив закон о развитии окружающей среды (налоговая реформа Рафаэля Корреа в 2011 году) неконституционным, Конституционный суд постановил, что налоговый кредит на сырье и материалы будет действовать до 2024 года. Правительство должно было отменить ISD для сырья и капитальных товаров и, таким образом, не влиять на производственный сектор. Но вместо этого ISD остается на уровне 5% для основных средств и 2,5% для затрат и сырья», - уточнил Бурнео. Это приведет к росту затрат и ударит по конкурентоспособности страны в условиях полной открытости торговли.
По этому поводу Мигель Анхель Гонсалес, президент Торговой палаты Гуаякиля, высказался, что «повышение ISD для основных средств и ресурсов было бы ошибкой, которая серьезно повлияла бы на экономику. Этот налог, который изначально был направлен на сдерживание оттока капитала, превратился в препятствие, особенно в долларизованной экономике. ISD удорожает импорт, препятствует привлечению иностранных инвестиций, снижает конкурентоспособность экспорта и способствует неэффективности, отвлекая ресурсы на стратегии, позволяющие обойти его. Кроме того, это повышает восприятие риска в стране, поощряет уклонение от уплаты налогов и вводит уголовную ответственность за использование иностранной валюты, что оказывает негативное влияние на торговлю и инвестиции».
По словам Гонсалеса, хотя это может принести краткосрочные налоговые поступления, искажающие эффекты намного перевешивают преимущества, влияя на экономический рост и ограничивая развитие страны. «Введение тарифов в отношении стратегических ресурсов и сырья не только удорожает производство, но и снижает конкурентоспособность производственных секторов, что еще больше усложняет восстановление экономики», - отметил президент Торговой палаты Гуаякиля.
Со своей стороны, Хавьер Бустос, налоговый юрист, уточнил, что «следующий президент сможет повысить или понизить процентные ставки ISD с помощью другого исполнительного указа». Кроме того, Бусто заявил, что в период с января по март 2024 года будет снижение ISD до 0%, и это более выгодно, чем налоговый кредит, который означает «заплатить сегодня и подождать, чтобы пересчитать этот платеж с будущими налогами». По словам Бусто, установление ISD на уровне 2,5% с апреля «не является идеальным или желательным, но это единственное, что может сделать президент указом». Бустос напомнил, что Конституционный суд объявил закон Корреа о развитии производства, в котором была установлена ставка НДПИ в размере 5% и налоговый кредит, неконституционным в 2022 году, но прошло 2 года, и «ни у правительства, ни у предпринимателей не было инициативы продвигать реформу, чтобы предотвратить принятие мер в последнюю минуту».