Потребление топлива в стране обычно увеличивается из года в год, главным образом из-за увеличения количества автомобилей. Однако, изменения на рынке автомобильного сектора (на который приходится 52,1% от общего объема потребления топлива), такие, как сокращение субсидий или повышение налогов, могут привести к снижению потребления.
Согласно анализу, проведенному экономистом Освальдо Эрасо, исполнительным секретарем Национальной палаты дистрибьюторов нефтепродуктов Эквадора (Camddepe) и преподавателем университета UDLA, с момента прихода к власти правительства Даниэля Нобоа в ноябре 2023 года происходили такие ситуации, как объявление о внутреннем конфликте, повышение НДС до 15%, кризис в электроэнергетике и снижение целевых субсидий на бензин, которые повлияли на потребление топлива.
В частности, в период с января по июнь 2024 года общее потребление топлива для автомобильного сектора сократилось на -1,9%, при этом больший упор делается на бензин «экстра», содержащий этанол (экопаис), с сокращением на 3,9% и 2% в случае обычного бензина «экстра». Эрасо пояснил, что в январе 2024 года снижение составило 9,6%, что можно объяснить объявлением внутреннего вооруженного конфликта. «Обращает на себя внимание, что снижение потребления бензина с этанолом (экопаис) на -12,6% (который используется на побережье, на юге и на части востока Эквадора) больше, чем снижение потребления бензина «экстра» на -7,5%. То есть мобильность была затронута в большей степени в провинциях, в основном побережья», - подчеркнул он.
В феврале 2024 года ситуация нормализовалась, хотя в целом было зафиксировано снижение на 1,4%, при этом наибольшее снижение наблюдалось по бензину марки «экопаис», на 3,3%. В марте 2024 года общее падение составило -1,2%, но в случае «экопаис» оно достигло -2,1%. В апреле 2024 года произошли два события: с одной стороны, повышение НДС с 12% до 15%, что привело к росту цен на топливо, и это повлияло на потребление бензина «экстра» со снижением на -0,7%.
С другой стороны, на ситуации сказалось объявление чрезвычайной ситуации в электроснабжении и отключение электроэнергии. Потребление увеличилось на 4,1% за счет увеличения использования дизельного топлива премиум-класса (для производства электроэнергии) на 8,9%. В мае 2024 года, временно преодолев аварийную ситуацию с электричеством, по данным Эрасо, потребление дизельного топлива премиум-класса нормализовалось, увеличившись на 0,3%. Но в то же время потребление бензина «экстра» снизилось на -1,3%, а бензина с этанолом («экопаис») - на -2,1% при среднем снижении на -1,0%.
В июне 2024 года снижение потребления стало самым большим, достигнув -1,9%, с падением цен на дизельное топливо премиум-класса (-0,5%), бензин «экстра» (-1,5%), бензин «экопаис» (-3,9%), что также может быть оправдано увеличением НДС до 15%. 28 июня цены на бензин «экстра» и «экопаис» снова корректируются с повышением на 26 центов, до USD 2,72 (начинается процесс сокращения субсидии). Впоследствии, 12 июля 2024 года, он увеличится до USD 2,75 за галлон.
«Многие скажут, что бензин – это продукция неэластичного типа (то есть потребляемый объем остается стабильным, на него не влияют колебания цен). Но это неэластично при нормальных обстоятельствах. Поддержание субсидируемых цен в течение длительного времени приводит, среди прочего, к искажениям, неэффективному использованию топлива и его последующему воздействию на окружающую среду», - заключил Эрасо.
Эрасо заявил, что правительство Ленина Морено не прислушалось к предложению установить минимальные или максимальные цены на топливо, а вместо этого применил повышение цены на бензин «экстра» с USD 1,85 до 2,39 за галлон и на дизельное топливо до USD2,30 за галлон. Это вызвало протест коренных народов, которое вынудило правительство отменить указ 894. Эта ситуация привела к тому, что в октябре 2019 года по сравнению с октябрем 2018 года потребление топлива в автомобильном секторе сократилось на -12,46%.
Правительство Лассо в июне 2022 года также столкнулось с 18-дневным протестом коренных народов, которое вынудило его снизить цены на дизельное топливо и бензин сначала на 10 центов, а затем еще на 5 центов. При этом бензин был оценен по новой цене в USD 2,40, а дизельное топливо премиум-класса – в USD 1,75 для автомобильного сектора. Этот протест привел к снижению потребления автомобильного топлива на -12,52% в июне 2022 года по сравнению с июнем 2021 года.