Молодой эквадорский президент возрождает сомнительный и неэффективный механизм списания долгов государственного банка. Все кредиты на сумму до USD 5 000, срок которых истек с 2016 года по настоящее время, выданные государственным банком «Banecuador», должны быть аннулированы. Кроме того, объявлено, что остальные просроченные операции «Banecuador» будут рефинансированы. МВФ в сентябре 2023 года уже предупреждал, что списание долгов государственным банкам не принесло результатов, вызвало новые проблемы и должно быть отменено в качестве мер финансовой помощи.
Но 2 июля 2024 года в видео в социальных сетях президент Даниэль Нобоа объявил, что отдал распоряжение «BanEcuador» и все просроченные и подлежащие принудительному взысканию кредиты на сумму до USD 5 000 с 2016 года по настоящее время будут прощены. Кроме того, он пообещал, что будут рефинансированы остальные просроченные операции, потому что в стране должна быть надежда, а все эти кредиты были набраны, когда заемщики «не предполагали, что ситуация станет настолько тяжелой из-за правительств, которые не дали никаких гарантий».
Нобоа уверил, что это финансовая помощь для всех тех, кто ежедневно прилагает усилия для поддержания бизнеса и выплаты кредитов, перед лицом всех невзгод, которые произошли в стране, таких как пандемия COVID-19 и беспрецедентный кризис в области безопасности. «Наше правительство с вами, мы ценим ваши усилия, вашу предприимчивость и ваш вклад. Пусть это финансовое облегчение станет началом спокойствия, которого вы так жаждете, и началом наступления лучших дней», - подчеркнул он. Согласно официальной правительственной версии, число бенефициантов этого решения достигает 7 000 человек, а сумма USD 18 млн. Эта сумма не повлияет на государственный банк, поскольку кредитный портфель уже обеспечен, заверил президент.
В августе 2022 года «BanEcuador» уже списал просроченные долги на сумму менее USD 3 000. Это обошлось государству в USD 58 млн. Но расширение диапазона до обязательств на сумму более USD 3 000 и до USD 1 000 долларов, как в свое время требовали общественные движения, обошлось бы как минимум в дополнительные USD 190 млн. И это имеет оборотную негативную сторону, по словам бывшего министра экономики Пабло Аросемены. «Нельзя допустить, чтобы имущество учреждения, которое на сегодняшний день служит для продвижения предпринимателей, было подвергнуто риску, нельзя допустить. Прощать – значит, обрекать предпринимателей на то, что никто не хочет им выдавать кредиты», -заявил в свое время Аросемена.
Аросемена категорически подчеркнул, что Министерство экономики не собирается одобрять эту меру. С учетом новой долговой амнистии, объявленной Нобоа, менее чем за три года «Banecuador» потратит не менее USD 76 млн на прощение неплатежеспособных должников. В своем отчете об оценке финансовой системы Эквадора, подготовленном Международным валютным фондом (МВФ) в 2023 году, он рекомендовал «отказаться от ожиданий списания долгов» в государственном банковском секторе. Списания были повторяющимися мерами в государственной финансовой системе, но они не решили проблем производственного сектора, сельского хозяйства. Напротив, они стимулировали проблемы в платежах, в то время уровень просроченной задолженности Национальной финансовой корпорации (НФК) достигал 28,5% от общего объема кредитного портфеля. В случае с «Banecuador», этот показатель составлял 24,2%.
Такого рода обещаниям необходимо положить конец, и действия, по мнению МВФ, должны быть сосредоточены на изменении устаревших систем и улучшении процессов управления кредитными рисками в государственном банке. На государственные банки, включая Biess, приходится 46% активов финансовой системы Эквадора. Это делает Эквадор третьей страной в Латинской Америке, где государственные банки имеют наибольший вес в финансовом секторе. Только в Коста-Рике и Уругвае этот тип банков имеет большее значение. По этой причине эквадорские власти должны уделять особое внимание положению государственных банков и проводить структурные изменения. Однако рекомендации МВФ либо не были выполнены, либо были выполнены по минимальным вопросам.