В разгар финансового кризиса (высокий дефицит и многомиллионная задолженность) 6 февраля 2024 года депутаты Национальной Ассамблеи отклонили повышение НДС, но утвердила три налога, которых не было в первоначальном законопроекте, представленном президентом Даниэлем Нобоа: временный налог на прибыль банков и кооперативов; временный налог на прибыль предприятий и повышение налога на вывод иностранной валюты (ISD) с 3,5% до 5%. В тот же день, 6 февраля, президент Даниэль Нобоа наложил частичное вето на законопроект, настаивая на повышении НДС, но с добавлением, что, по усмотрению исполнительной власти и с одобрения Министерства экономики, НДС может быть повышен с 13% до 15% только по исполнительному указу.
9 февраля 2024 года во время виртуального пленарного заседания член Законодательного собрания Валентина Сентено предложила ратифицировать первоначальный текст, принятый парламентом 6 февраля. Это означало подтвердить отказ от повышения НДС и подтвердить три налога (два временных налога на прибыль и повышение НДПИ). За это предложение проголосовали 78 депутатов, но оно не было принято, поскольку для преодоления президентского вето требовалось набрать не менее 92 голосов. Затем было предложено воспрепятствовать частичному вето президента Нобоа. При голосовании 44 депутатов «за» и 82 «против», это предложение также не было принято. Для преодоления вето требовалось не менее 70 голосов «за».
Таким образом, частичное вето (с повышением НДС) становится молчаливо одобренным, и президент Нобоа может опубликовать его, чтобы оно вступило в силу. То есть, в частности, повышение НДС конкретизируется вместе со всем, что было одобрено Национальной Ассамблеей 6 февраля. Правительство Нобоа сможет выручить чуть более USD 1,4 млрд в 2024 году, в случае немедленного повышения НДС до 15%: около USD 1 млрд за счет НДС и USD 424 млн за счет временных налогов и повышения налога на вывод валюты. Это составляет около 28% структурного бюджетного дефицита Эквадора, который составляет около USD 5 млрд в год. Или, другими словами, налоговому фонду систематически не хватает USD 5 млрд для покрытия всех расходов в государственном секторе.
Но в 2024 году также добавятся чрезвычайные доходы от первых двух срочных экономических законов Нобоа. Это около USD 800 млн от налоговых льгот, USD 900 млн от самостоятельных выплат крупными налогоплательщиками и USD 100 млн из других источников. Таким образом, на этот год дополнительно будет выделено USD 3,2 млрд, что покроет 64% структурного дефицита. В последующие годы эта сумма будет постоянно снижаться до USD 680 млн, в том числе за счет НДС в размере 13% и ISD в размере 5%.
Вот почему потребуются также срочные меры в части расходов, такие, как целевое выделение субсидий на топливо, а также сокращение и оптимизация размера госаппарата. Однако следует помнить, что для президента остается открытым возможность изменять НДС с 13% до 15% по своему усмотрению. Было много разговоров о сильном влиянии повышения НДС на инфляцию. Однако, если проанализировать, что произошло, когда бывший президент Рафаэль Корреа поднял этот налог в период с июня 2016 года по июнь 2017 года, можно увидеть, что инфляционного взрыва не произошло. Сначала общая инфляция выросла с 0,92% в мае 2016 года до 1,29% в июне 2016 года. То есть произошла первоначальная корректировка в сторону повышения. Но потом инфляция последовательно снижалась месяц за месяцем, пока в июне 2017 года не остановилась на уровне 0,32% годовых.
Что касается продовольственной инфляции, то в период с июня по ноябрь 2016 года наблюдалась заметная тенденция к снижению. Она началась с 1,87% и выросла до -0,48%. Однако, начиная с декабря 2016 года и по июнь 2017 года, на фоне президентских выборов и увеличения государственных расходов со стороны правительства для поддержки официальной кандидатуры (Ленина Морено), продовольственная инфляция приобрела тенденцию к росту и закрылась на уровне 2,74%. Андрес Морено, экономист, отметил, что в данном случае инфляционный элемент был вызван правительством и государственными расходами, а не повышением НДС.
Министр экономики Хуан Карлос Вега Мало заверил, что возможное повышение НДС с 12% до 15% в меньшей степени затронет самые бедные и средние слои населения, поскольку большинство (необработанных) товаров, общественный транспорт, основные услуги, среди прочего, освобождены от уплаты этого налога. Согласно исследованию Высшей политехнической школы прибрежных районов, подготовленному Джандри Моретой и экономистом Мануэлем Гонсалесом, на каждый процентный пункт увеличения НДС Индекс потребительских цен (ИПЦ) увеличивается на 0,029%, а Индекс цен производителей увеличивается на 0,091%. Таким образом, если НДС повысится до 15%, прогнозируемая инфляция в 2% может вырасти примерно до 2,1%. Больше всего это скажется на сегментах высшего и высшего среднего класса, которые потребляют больше всего услуг, таких как рестораны, и покупают больше всего дорогостоящих товаров. В то же время, в настоящее время более 52% национальной экономики является неформальной, поэтому она не платит налоги, такие как НДС.