Войти

Даниэль Нобоа вступает в должность президента Эквадора с почти пустой государственной казной

Пустая казнаСогласно последнему финансовому отчету Центрального банка, Даниэль Нобоа вступает в должность президента и начинает свой срок с остатком на казначейском счете в размере USD 179,9 млн. Этот счет принадлежит Центральному правительству для покрытия предусмотренных в бюджете расходов. Корпорация исследований в области развития (Cordes) в недавнем анализе объяснила, что это самый низкий остаток, зарегистрированный с середины 2016 года, и «он довольно четко отражает серьезные финансовые проблемы, унаследованные правительством президента Нобоа».

Новая администрация немедленно столкнется с кризисом, потому что в ближайшие дни она должна будет выплатить такие обязательства, как платежи местным органам власти, в систему социального обеспечения и беднейшим слоям населения через пособия и социальную помощь. Кроме того, должны быть выплачены зарплаты в государственном секторе за ноябрь и декабрь (включая 13 и 14 зарплаты). Но бывший министр экономики Фаусто Ортис пояснил, что на казначейском счете имеется динамический баланс, в зависимости от поступления доходов и оттока платежей. Так, например, ожидается, что до конца ноября налоговые поступления составят, в общей сложности, USD 800 млн, которые пойдут на покрытие заработной платы за этот месяц, что составит расходы в размере около USD 700 млн. Что касается остальных обязательств, то наличие средств ограничено, и именно здесь постоянно накапливается задолженность.

Мало того, что в настоящее время ресурсов не хватает, но и перспективы будущих доходов также не очень многообещающие. По данным министерства экономики, до сентября 2023 года три месяца подряд наблюдалось снижение налоговых поступлений в государственный бюджет. Падение только в сентябре составило 14%, и, по словам Ортиса, тенденция к снижению продолжится до конца года из-за негативного влияния отключений электропотребления на продажи внутри страны.

Сокращение налоговых поступлений может усугубиться с января 2024 года в результате снижения ставки налога на вывод иностранной валюты (ISD) с 3,5% до 2%. Этого, однако, можно было бы избежать, если Нобоа издаст указ, чтобы воспользоваться одним из последних постановлений Конституционного суда, продлевающим срок еще на один год (до января 2025 года) для вступления в силу отмены налоговой реформы 2011 года. С этим продлением срока новый президент имеет возможность снова поднять ставку ISD до 3,5% или даже до первоначальных 5% в течение всего 2024 года.

Что касается доходов от продажи нефти, то, по оценкам, в 2024 году они значительно упадут из-за снижения международных цен и обязательства соблюдать решение референдума по окончательному закрытию разработки месторождения ITT. Аналогичным образом, в случае прочих доходов, которые поступают от других государственных учреждений, до сентября 2023 года правительство Лассо получило рекордную сумму в USD 2 млрд 223 млн. Это заставляет подозревать, что были использованы ресурсы даже 2024 года, в результате чего у администрации Нобоа будет меньше денег на следующий год.

Cordes считает, что президент Нобоа и человек, которого он назначит возглавлять Министерство экономики, должны досконально знать о финансовой ситуации, усугубляемой нехваткой источников финансирования, и принять срочные меры, чтобы начать исправлять ее, а не ухудшать.

В связи с этим новое правительство просят отказаться от «мер, которые повлекут за собой дальнейшее снижение налоговых поступлений и предполагаемые выгоды которых для экономической деятельности крайне неопределенны». В частности, речь идет об объявленном снижении НДС (IVA) в строительном секторе и снижении подоходного налога для компаний, нанимающих новый персонал. Эти две меры будут включены в налоговую реформу, которую Нобоа представит Ассамблее 28 ноября. Также нового президента просят избегать крайних мер, таких как поиск финансирования в частной финансовой системе или использование части резервов Центрального банка. Такие меры не решат основную проблему и принесут негативные последствия в краткосрочной перспективе.

В этой ситуации необходимо принятие мер, направленных на решение структурных проблем бюджетного кризиса. Что касается расходов, необходимо прекратить выделение «регрессивных и неэффективных» субсидий на топливо с соответствующей компенсацией наиболее уязвимым домохозяйствам. Необходимо обсудить изменение системы трансфертов местным органам власти. Местные органы власти берут на себя более 15% общего бюджета государства (PGE), но не несут ответственности за качество своих расходов. Cordes предлагает, как и бывший министр экономики Фаусто Ортис, изменить правила и подумать о снижении процента переводов. Что касается доходов, Cordes предлагает усилить контроль за налогоплательщиками и усилить налоговое давление за счет повышения НДС или других механизмов.

Интересы президента Нобоа, который стремится к переизбранию в 2025 году, не должны превалировать над национальными интересами. «Ограниченность бюджетных средств не только ставит под сомнение способность эквадорского государства выплачивать свои самые срочные платежи, но и является основным фактором риска для страны, ограничивает финансирование и приток инвестиций, и, прежде всего, представляет наибольший риск для устойчивости долларизации», - подчеркивается в анализе Cordes. Вот почему наибольший интерес правительства, которое начинает с высокого уровня доверия, должен заключаться в ответственном управлении экономикой.

Даниэль Нобоа вступает в должность президента Эквадора с почти пустой государственной казной

 

Рубрика тематического архива:

Вы здесь: