Во время своего визита в США избранный президент Даниэль Нобоа возродил призрак о возможном дефолте, или прекращении выплат по внешнему долгу. Нобоа заявил, что Эквадору будет сложно выплатить внешний долг в 2025 и 2026 годах, если международные организации не предоставят ему «промежуточный кредит», который позволит выполнить план нового правительства и добиться переизбрания на новый срок.
Нобоа просит у МВФ промежуточный кредит, уверяя, что без этого страна не сможет выплатить долги в 2026 году. Финансовое положение страны ухудшилось, что мешает инвесторам с оптимизмом смотреть на погашение внешнего долга Эквадора в среднесрочной перспективе, по крайней мере, так считают инвестиционные банки. Вышесказанное отражено в почти устойчивом росте индекса странового риска, который на 14 ноября 2023 года составил уже 2030 пунктов. Это выше показателя до поездки Нобоа в Вашингтон. Чем выше страновой риск, тем выше восприятие рынком того, что страна может объявить дефолт по внешнему долгу. Это ставит Эквадор в тройку стран с самым высоким уровнем риска в Латинской Америке, после Венесуэлы (18 125) и Аргентины (2 496). У Уругвая самый низкий показатель – 93 пункта.
Журнал «Flourish chart Santander US Capital Markets», принадлежащий испанскому банку «Santander», сообщает, что заявления Нобоа по поводу внешнего долга в Вашингтоне были крайне неудачными и восприняты негативны. И хотя его намерение, возможно, состояло в том, чтобы стимулировать более широкое финансирование со стороны международных банков, они затронули чувствительную струну держателей облигаций, учитывая историю дефолтов Эквадора (всего 11) и ухудшение нынешней финансовой ситуации. Также нет особого сочувствия среди держателей облигаций после того, как Эквадор на протяжении многих лет оказывал помощь в предоставлении ликвидности для отсрочки платежей с 2020 года, и не демонстрировал никакого прогресса в сокращении бюджетного дефицита.
Рынки видят и риск дальнейшего ухудшения налоговой ситуации. И британский инвестиционный банк «Barclays» заявляет, что ждать до 2025 года решения налоговых проблем может быть уже слишком поздно. Это связано с тем, что у правительства может не хватить времени, чтобы восстановить доверие рынка до того, как начнутся платежи по внешнему долгу. Фактически, самые крайние сроки погашения внешнего долга Эквадора приходится на 2025 год. Кроме того, Налоговая служба (SRI) предупредила, что сбор налогов может упасть в 2024 году, если новое правительство не примет соответствующих мер.
Но политика нового правительства, похоже, идет в противоположном направлении, поскольку оно объявило, что проведет налоговую реформу, направленную на снижение налогов для компаний, создающих рабочие места. Еще больше осложнит налоговую ситуацию то обстоятельство, что правительству придется закрыть нефтяной блок ITT. Это будет означать, что казна перестанет получать от USD 1,5 до 2 млрд в год. По данным «Barclays», правительству Нобоа необходимо будет получить новые кредиты на сумму USD 9,5 млрд для финансирования бюджета и погашения государственного долга. Британский инвестиционный банк заявил, что у правительства Нобоа будет некоторый доступ к ликвидности для выкупа долга, при таком сценарии новое правительство могло бы рассчитывать на некоторую экономию денежных средств, улучшить характеристики долга и снизить риск дефолта в краткосрочной и среднесрочной перспективе.
Все это может облегчить Эквадору доступ к другим источникам кредитования за рубежом, говорят специалисты «Barclays». «Если не предпринять быстрых действий, ждать до 2025 года может быть слишком поздно, чтобы изменить ситуацию на рынке, и страна рискует оказаться в ловушке дефолта или реструктуризации», - говорится в сообщении британского банка. Политические потрясения привели к замедлению прогресса в области бюджетной консолидации. Например, правительство Лассо повысило подоходный налог, который платят физические лица, но позже пересмотрело эту меру, всего через шесть месяцев после ее введения в действие. Кроме того, существуют социальные требования, такие, как создание рабочих мест и снижение уровня незащищенности, которые будут сопряжены с немалыми затратами.
И хотя существуют и другие риски, такие, как явление «Эль Ниньо» и закрытие месторождения Ясуни-ИТТ, самый большой риск – это недоверие к стране из-за политических рисков и отсутствия готовности платить по счетам, отмечает «Barclays». В этих условиях страна рискует повторить цикл дефолта и реструктуризации долга, в который она попала. Но у властей все еще есть шанс разорвать этот цикл. Однако, задержка с принятием каких-либо мер по корректировке оставляет рынок без явного положительного катализатора в ближайшем будущем.
«Santander US Capital Markets LLC» считает, что временная администрация Нобоа выполнит обязательства по выплате держателям внешнего долга. Несмотря на то, что риски сохраняются с 2025 года, организация с оптимизмом смотрит на то, что Нобоа сможет добиться одобрения реформ в области энергетики, туризма, безопасности, налогообложения и инвестиций. Ни одна из этих реформ напрямую не касается структурного бюджетного дефицита в размере 4-5% ВВП и увеличения выплат по еврооблигациям после 2024 года, но повышение эффективности управления и инвестиций может стимулировать рост и все еще скрытые кредитные альтернативы (местный рынок и различные финансовые структуры). Это может повлиять на показатели приемлемости долга и ликвидности. По данным «Barclays», правительство Нобоа могло бы получить USD 1,2 млрд от Международного валютного фонда (МВФ) с помощью инструмента быстрого финансирования. Такого рода соглашение возможно заключить, поскольку оно выдается в случае стихийных бедствий, подобных тем, которые ожидаются при явлении «Эль Ниньо». И такой кредит получить легче, чем официальную программу кредитования МВФ, которая включает в себя достижение целевых показателей.