Отсутствие полноценной занятости и низкие доходы являются корнем основных экономических и социальных проблем, с которыми сталкивается Эквадор. Хотя с мая 2021 года на рынке труда наблюдается оживление, этот уровень остается низким, особенно в бассейне Амазонки и на большей части центральной Сьерры.
Согласно последнему ежегодному исследованию Эквадорского института статистики и цензов (INEC), только в двух провинциях страны доля официальной занятости (когда работник получает, по крайней мере, базовую заработную плату, трудясь 8 часов в день) превышает 40% экономически активного населения (PEA). Этими двумя провинциями являются Пичинча, с формальной занятостью 48,24%, и Галапагосские острова с 52,54%. Кроме того, они возглавляют список из 14 провинций, где отмечается определенный рост, что даже превышает уровни 2019 года. Однако следует учитывать, что в стране уже было не менее пяти лет спада, особенно на рынке труда.
По словам Наталии Арболеда, экономиста и предпринимателя, это восстановление в конечном итоге является мелочью перед лицом граждан, которые уже давно терпят убытки в уровне своих доходов и качестве жизни. «Порядок и финансовая стабильность правительства Лассо способствовали поддержанию инфляции на более низком уровне, чем в большинстве стран региона, и это придало некоторую уверенность для инвестиций и создания новых предприятий. Но этого недостаточно, потому что вести бизнес в стране по-прежнему дорого, а отсутствие безопасности и политическая блокада стерли часть достижений», - рассказал он.
В случае Кито, основного субъекта экономики в провинции Пичинча, движущей силой возрождения стала торговля, за которой последовало производство. За последний год в Кито было создано около 40% новых микропредприятий. Согласно информации Ассоциации частных банков (Asobanca), более USD 7 из каждых USD 10, размещенных в виде кредитов, предоставленных в провинции Пичинча, были направлены на финансирование коммерческой деятельности и деятельности микропредприятий.
В случае Галапагосских островов, движущей силой стал туризм и услуги, связанные с этой деятельностью. На островах был зарегистрирован наибольший рост официальной занятости по сравнению с показателями до пандемии. Это связано, прежде всего, с тем, что, по данным Министерства туризма, за последний год приток туристов увеличился более чем на 240%. Однако, проблема экономики Галапагосских островов заключается в ее крайней зависимости от туризма. Кроме того, из-за высоких транспортных расходов стоимость жизни там на 30% выше, чем в остальной части страны.
Рикардо Лопес, владелец небольшого отеля на островах, подтвердил, что экономика сдвинулась с мертвой точки, но инвестируется лишь необходимый минимум, потому что неизвестно, что произойдет дальше. «Мы все еще выплачиваем долги после пандемии, и существует большая неопределенность. Нам помогло восстановление туризма, но все стало дороже», - отметил он.
Во всех провинциях Амазонии (Пастаса, Самора Чинчипе, Сукумбиос, Напо, Орельяна и Морона Сантьяго) процент официальной занятости в настоящее время ниже, чем в 2019 году. В среднем, в этих шести провинциях показатель достигает 18%, что примерно на 14 % ниже среднего показателя по остальным регионам (32%). Несмотря на свое природное богатство, с нефтяными месторождениями и крупными шахтами, эквадорская Амазония имеет критический уровень неформальности.
По этой причине, Арболеда указывает на необходимость заключения срочных соглашений, чтобы инвестиции, как государственные, так и частные, в Амазонию стали приоритетными. Наряду с нестабильностью на рынке труда, в амазонских провинциях средний уровень бедности превышает 57% населения. «Существует серьезная экономическая, политическая и социальная проблема, в которой ответственность несет не только правительство, но, прежде всего, местные органы власти, которые сделали очень мало. Некоторые власти в этих провинциях теперь занимают должности в Национальной Ассамблее и никогда не отчитывались за то, что они сделали для своих общин», - заявила Арболеда.