Единственный способ сократить бедность, улучшить качество жизни людей, создать больше рабочих мест и даже создать государство с большим количеством ресурсов – добиться, чтобы все, от правительства до граждан, работали над стимулированием экономического роста. Эквадору необходимо вырасти более чем на 4% (в идеале на 5%) в течение следующих 5-10 лет, чтобы совершить скачок, который позволит населению достигнуть более высокого уровня благосостояния, меньше недоедания и больше предприятий.
По словам Пабло Лусио Паредеса, экономиста и преподавателя Университета Сан-Франциско де Кито (USFQ), необходим рост 5%, который будет распределяться следующим образом: повышение производительности труда работников (2% в год); предоставление работы тем, кто выходит на рынок труда (2% в год) и улучшение занятости тех, кто уже работает (1% в год). Он добавил, что экономический рост должен соответствовать двум условиям. С одной стороны, он должен быть устойчивым. Во-вторых, он должен основываться на мероприятиях, повышающих производительность, а часто правительства пытаются стимулировать экономику, тратя больше «на что угодно», и все, что они делают – это создают ощущение благополучия, которое быстро исчезает, потому что ресурсы использовались не по назначению.
Чтобы вырасти на 5% с учетом нефтяной промышленности в качестве основной движущей силы, Эквадору необходимо будет перейти от 495 000 баррелей в день, которые производятся в настоящее время, к минимуму 750 000 баррелей в день. Эта цель, хотя и не является удвоением производства, как первоначально предлагало правительство Гильермоса Лассо, также не выглядит выполнимой в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Фернандо Рейес, вице-президент Колледжа инженеров-нефтяников, пояснил, что в настоящее время из каждых 100 имеющихся баррелей в стране добывается только 20. В этом смысле, реалистичной целью было бы увеличить производство как минимум еще на 10% и сохранить этот уровень производства. К этому следует добавить, что инвестиции должны быть сосредоточены на таких технологиях, как технология улучшенного восстановления.
В таких случаях, как в месторождении Сача, которое является одним из крупнейших и наиболее продуктивных в стране, логика должна заключаться в том, чтобы использовать ресурсы, которые оно генерирует, для их реинвестирования, а не ждать прихода крупных частных компаний. В среднем, эта отрасль приносит доход около USD 1,3 млрд в год и расходы в размере USD 200 млн. То есть при более техническом управлении этого может быть достаточно, чтобы увеличить объем баррелей в день. То же самое происходит на ИТТ и других нефтяных месторождениях. К 2025 году цель должна состоять в том, чтобы поддерживать производство 600 000 баррелей в день. Наряду с этим необходимо стимулировать другие инвестиции в такие области, как газ и нефтепереработка.
Другой важной задачей должно стать увеличение инвестиций в инновации и развитие агропромышленного потенциала страны. Традиционно инвестиции в сельское хозяйство Эквадора не превышали 0,5% годового ВВП, но, по мнению таких организаций, как Межамериканский банк развития (МАБР), они должны составлять не менее 2,5-3% ВВП. Необходимо следовать примерам таких стран, как Нидерланды, где государственные инвестиции были подкреплены частными за счет налаженной сети исследований и разработок в сотрудничестве с университетами. В то же время, необходимо также работать над открытостью бизнеса, сократить расходы на ведение бизнеса и делать ставку на сельские ассоциации.
По словам Пабло Лусио Паредеса, приоритетное внимание следует уделять производству более ценных товаров, например, лука лучшего качества, более однородного, вымытого, упакованного в мешки, или чтобы некоторые фермеры перешли на другие продукты (возможно, на более специализированные травы или другие виды деятельности, такие, как туризм). Во-вторых, маркетинг для конечного потребителя также должен быть сокращен, за счет использования чего-то большего в цепочке создания прибавочной стоимости (например, присоединения и доставки напрямую). В-третьих, производство должно быть более капиталистичным, то есть использовать более совершенные инструменты. Над некоторыми из этих вопросов уже работает нынешнее правительство, но необходима последовательность и эффективное государство, в котором инициативы не увязнут в бюрократии и процедурах.
Для роста как иностранных, так и внутренних инвестиций, а также для того, чтобы можно было сократить препятствия и затраты на производство и предприятие, необходимо государство, следящее за качеством расходов, то есть, чтобы USD 100 млн, которые оно выделяет каждый день, превращались в хорошие услуги и доходили туда, где они действительно необходимы: здравоохранение, образование и безопасность.
Бывший министр экономики Маурисио Посо неоднократно повторял, что все дело не в том, чтобы тратить больше, а в том, чтобы делать лучше. Это включает в себя непопулярные вещи, такие, как сокращение бюрократического аппарата. Только имея больше ресурсов, можно снизить налоги на производство и торговлю, уменьшить бюрократические препоны, подобные тем, из-за которых в стране проводится менее пяти исследований в области научно-технического развития. Почти все эти усилия финансируются из-за рубежа. Кроме того, если инвесторы увидят, что государственные деньги используются правильно, власти не собираются повышать налоги или менять правила игры, они смогут стимулировать крупные инфраструктурные проекты, которые сразу же стимулируют экономический рост.
Нет ничего хуже, чем идея атаковать тех, кто создает богатство, стране нужно, чтобы все создавали больше богатства, и богатые, и бедные. Для этого необходимы культурные изменения, чтобы сосредоточить усилия на абсолютной нетерпимости к коррупции во всех аспектах, как государственных, так и частных; кроме того, требуется меньше власти в государстве, то есть меньше действий, зависящих от прямого или косвенного вмешательства правительства. Лусио Паредес подчеркнул, что в этом аспекте образование важно, но гораздо меньше, чем принято считать.