Текущий уровень индекса риска страны отражает ухудшение экономических прогнозов Эквадора, которые резко возросли как следствие протестов в июне 2022 года. Это самый высокий уровень за последние два года, что удорожает внутреннее кредитование. В последние дни этот показатель, который измеряет восприятие международными рынками способности государства выплачивать свои долги и обязательства, увеличился на 117 пунктов, достигнув 1 726 пунктов.
Это даже больше, чем в самые мрачные дни протестов коренного населения в июне 2022 года. Одна из причин столь резкого роста индекса риска Эквадора в конце сентября 2022 года заключается в том, что правительство Гильермо Ласо идет на невыгодные уступки индейцам в вопросах увеличения государственных расходов, ограничения деятельности нефтяных и горнодобывающих компаний и даже в таких чувствительных областях, как управление природными ресурсами, двуязычное межкультурное образование и судебная безнаказанность вандалов во время протестов.
Другими словами, создается впечатление, что власти Эквадора не имеют реального контроля над большинством политических и экономических сфер страны, а это означает, что ни структурные реформы, ни упорядоченное управление налогами не гарантированы. Кроме того, есть, как минимум, три веские причины сомневаться в том, что правительство Лассо сможет подписать новое соглашение с Международным валютным фондом (МВФ) в 2023 году. Есть даже сомнения, что действующее соглашение о финансировании с МВФ может быть успешно исполнено до декабря 2022 года.
На следующий год прогнозируется, что у Эквадора будет мало шансов получить дешевого финансирование, а на фоне плохих результатов инвестиционной политики в отношении нефти правительство будет вынуждено выпустить новые облигации для привлечения новых заимствований. Проблема в том, что процентные ставки непомерно высоки – от 17% до 23%. Таким образом, создается сценарий, при котором нехватка ресурсов для закрытия бюджетной дыры может усугубиться, несмотря на усилия нынешнего правительства, в дополнение к прогнозируемому снижению доходов из-за более низкой цены на нефть, трудностей с привлечением прямых иностранных инвестиций и других факторов.
В конечном счете, более высокая стоимость государственных займов напрямую влияет на стоимость заимствований для физических и юридических лиц в стране. Внутренние процентные ставки, которые были низкими в течение первого года пребывания у власти президента Лассо, теперь из-за глобального и локального кризиса начали расти. Это, по словам экономиста Натали Ривас, идет рука об руку с повышением индекса риска страны, эта ситуация еще больше усложняет создание рабочих мест и инвестиций для экономики Эквадора, которая с 2015 года находится на крайне низком уровне роста и развития.