В период с января по август 2022 года правительству Гильермо Лассо пришлось привлечь USD 3 млрд 655 млн нового государственного долга только для покрытия минимальных расходов и потребностей бюджета на этот год. Это означает, что, несмотря на сокращение бюджетного дефицита и увеличение доходов от нефти и налогов, для закрытия бюджетной дыры по-прежнему требуется более USD 15 млн дополнительных заимствований ежедневно.
По словам министра экономики Пабло Аросемены, ситуация аналогична ситуации человека, который живет, выплачивая минимум по своей кредитной карте, и продолжает влезать в долги, чтобы поддерживать образ жизни, превышающий его экономические возможности. «Проблема не только в дефиците, который представляет собой разницу в доходах и расходах, но и в потребностях в финансировании, потому что предыдущие правительства набрали долги и создали высокую кредиторскую задолженность», - пояснил он. Если рост задолженности не остановить, основной риск заключается в том, что страна в конечном итоге будет работать больше для покрытия своей кредиторской задолженности, а не для удовлетворения своих самых насущных потребностей в здравоохранении, образовании и так далее.
Это произошло в последние 10 лет, когда после увеличения государственного долга более чем на 12% в год, объем обслуживания этого долга (выплаты процентов и амортизация) достиг USD 5,7 млрд, превысив совокупные расходы на здравоохранение и образование в 2016 году (USD 4,2 млрд). По мнению экономиста Андреса Риваса, этот сценарий является наихудшим из возможных, поскольку задолженность становится препятствием для развития. «Правительство Лассо стремится избежать попадания в такую ситуацию. Вот почему оно стремится снизить дефицит и потребности в финансировании, чтобы в среднесрочной и долгосрочной перспективе было больше ресурсов для действительно важных дел, а не для восполнения пробелов предыдущих администраций», - уточнил он.
Если бы темпы заимствования в эпоху корреизма сохранялись, то в настоящее время обслуживание долга могло бы превышать USD 10 млрд в год. Это составляет более 43% расходов государственного бюджета. С учетом корректировки последних двух лет правления Ленина Морено и того, что администрация Лассо сделала за год и три месяца, эти выплаты остаются на уровне USD5,4 млрд. Этот уровень по-прежнему высок и является причиной большей части новой задолженности, которая должна быть погашена. Так, например, в период с января по август 2022 года из USD3 млрд 655 млн долга USD2 млрд 857 млн (около 78%) пошли непосредственно на погашение предыдущих долгов.
По словам Фаусто Ортиса, бывшего министра экономики, до конца этого года потребуется еще USD 2,2 млрд для покрытия пробелов прошлых лет, и аналогичная цифра для покрытия бюджетного дефицита. Вот почему цель нынешнего эквадорского президента – сократить дефицит, чтобы у страны было больше возможностей инвестировать в то, что ей действительно необходимо. По словам Риваса, за последнее десятилетие заимствования резко возросли, но это не улучшило инфраструктуру и производительность страны. Исследования, подобные недавнему, проведенному Международным валютным фондом (МВФ), показывают, что в Эквадоре одни из самых медленных дорог в мире: автомобилю требуется около 7 часов, чтобы преодолеть 400 км. «Страна влезла в большие долги, но в результате инфраструктура осталась посредственной не только в части дорог, но и по вопросам энергетики, таким, как проект Кока-Кодо-Синклаир», - заявил Ривас.
Если бы заемные средства были вложены правильно, без коррупции и расточительства, то теперь у Эквадора была бы более крупная и производительная экономика, он мог бы более свободно выплачивать свои долги и не был бы в затруднительном положении из-за корректировки государственных инвестиций как единственного способа сократить бюджетный дефицит. Кроме того, страна продолжает поддерживать иррациональные схемы, такие, как высокие топливные субсидии, которые отнимают ресурсы для важных целей и даже финансируются за счет долга. Аросемена заверил, что к 2022 году субсидии составят USD 3,8 млрд, или почти 4% ВВП. «Это больше, чем бюджет на здравоохранение, или бюджет на образование, или бюджет на безопасность. Это варварство», - подчеркнул он.
Марко Флорес, бывший министр экономики, уверяет, что «качество государственных услуг превратилось в настоящую катастрофу из-за поклонников «правительства минималистов», которые считают, что проблемы экономики, роста и бюджетного дефицита решаются путем разрушения государственной занятости и государственных социальных инвестиций». Нынешний министр экономики Пабло Аросемена согласен с тем, что корректировка направлена на сокращение сумм инвестиций и затрат на общественные работы, но с точки зрения расходов на заработную плату и государственных закупок государственный бюджет увеличился. Кроме того, Лассо не закрыл излишние государственные учреждения, все процессы ликвидации государственных компаниях исходят от предыдущего правительства.
Согласно последнему анализу Центра мониторинга фискальной политики, между заработной платой, закупками товаров и услуг и текущими трансфертами правительство потратило USD 8 млрд 562 млн в период с января по июль 2022 года. Это на USD 1 млрд 179 млн больше, чем за аналогичный период 2021 года. Таким образом, проблема, по словам Рамиро Мурильо, бывшего сотрудника Института социального обеспечения Эквадора (IESS), заключается не в том, что государство демонтируется до минимума, а в том, что структура текущих расходов настолько жесткая и неэффективная, что не дает ожидаемых результатов. «Коррупция и пристрастное управление многими государственными ведомствами через посредников приводят к тому, что дела идут все хуже и хуже. Лассо оказался в затруднительном положении из-за этой ситуации и на самом деле не имеет эффективного контроля над большей частью государственного сектора», - прокомментировал он.