Эквадорская федерация экспортеров (Fedexpor) оценивает потери не нефтяного экспортного сектора страны в USD 100 млн в результате протестов коренных народов в июне этого года, которые продолжались 18 дней. В ходе трехнедельных забастовок и блокад дорог погибли шесть человек и был нанесен ущерб государственному и частному имуществу. Президент Fedexpor Фелипе Рибаденейра рассказал, что в ходе протестов «был нарушен производственный цикл, имели место прямые нападения на производителей, частную собственность и весь производственный процесс был затруднен».
Протесты на улицах завершились подписанием «мирного акта», согласно которому правительство и движение коренных народов и крестьян согласились вести переговоры в течение 90 дней. И хотя диалог в настоящее время идет полным ходом, и первые договоренности уже достигнуты, Рибаденейра считает, что проблемы производственного сектора остаются скрытыми, поскольку производственный потенциал компаний уменьшился. «Нам нужно искать механизмы доступа к дешевым кредитам», - отметил он, добавив, что необходимо также искать другие способы помочь экспортным секторам, которые больше всего пострадали от протестов, таким, как цветоводческий, банановый, сектор фруктов и замороженных овощей.
Эти сектора создают рабочие места в сельском секторе, поэтому, если компании не экспортируют и не имеют доходов, они вынуждены сокращать расходы, что может привести к безработице. В экспортном секторе в Эквадоре работает более 1,5 млн человек напрямую и около 500 000 человек косвенно. Рибаденейра добавил, что необходимо попытаться восстановить потерянную производственную массу и «для этого необходимо помочь секторам, которые подверглись жестоким притеснениям во время протестов». Если правительство не смогло отстоять право частной собственности, должна быть какая-то компенсация, подчеркнул предприниматель.
Президент «Fedexpor» пояснил, что июньские протесты были самыми продолжительными и тяжелыми для страны, оставив потери на «USD 100 млн только в не нефтяном экспортном секторе, но на уровне мировой экономики страны речь идет о потере более USD 1 млрд». Тем не менее, потери в экспортном секторе могут возрасти, поскольку ожидаются данные о будущих потерях от урожаев и производственных циклов, которые были прерваны. И о том, какие компании смогут восстановить свои производственные мощности и экспортировать, как раньше.
К проблемам из-за июньской мобилизации у экспортеров теперь добавились проблемы из-за повышения курса доллара, который является расчетной валютой в Эквадоре более двух десятилетий. «Мы очень обеспокоены тем, что переживаем моменты, с которыми не сталкивались последние два десятилетия, с повышением курса доллара», - заявил Рибаденейра, напомнив, что США и Европа являются одними из основных рынков сбыта Эквадора. Укрепление доллара означает, что продажи Эквадора теряют конкурентоспособность в тех странах, валюта которого обесценивается.
Но эквадорский продукт не только становится дороже в конечном пункте назначения, но и дороже по сравнению с продуктами своих конкурентов, учитывая, что эти страны также столкнулись с обесцениванием своих валют по отношению к доллару в прошлом месяце, утверждает Fedexpor. И хотя сильный доллар подразумевает, что импорт вводимых ресурсов, сырья и капитальных товаров становится менее дорогим, это снижение затрат не компенсирует потерю конкурентоспособности, которую имеют эквадорские экспортные товары.