18-дневные протесты в июне нивелировали все стремления президента Гильермо Лассо снизить индекс риска страны, привлечь иностранные инвестиции и уменьшить потребность в долгах, растущую с каждым годом. В начале июля 2022 года эквадорская экономика попала в рейтинг наиболее уязвимых стран во всем мире из-за дорогого внешнего финансирования (процентные ставки от 13% до 18%), политической нестабильности и растущего давления на госрасходы за пределами реальных возможностей. Так называемый «эффект Исы» во второй половине июня привел к тому, что индекс риска страны вырос с 800 пунктов до более 1 100 пунктов. Эта ситуация усугубилась в первые дни июля из-за неопределенности переговоров с лидерами коренных народов, слабости правительства Лассо и ухода из Министерства экономики Симона Куэвы.
19 июля произошла замена Куэвы на посту главы экономического ведомства Пабло Аросеменой. С этой даты и в течение последних нескольких дней чиновник совершал личные визиты в Панаму и, прежде всего, в Вашингтон, в ведущие международные учреждения, от Латиноамериканского банка развития (CAF) до Международного валютного фонда (МВФ). В результате индекс риска Эквадора, достигший пика в 1 600 пунктов, теперь снизился до 1 315 пунктов. Другими словами, снизилась на 285 пунктов возможность того, что Эквадор не сможет погасить свои долги в среднесрочной перспективе.
По словам Дэвида Обандо, экономиста и консультанта по международным рынкам, это сокращение является большим облегчением для правительства Эквадора и означает, что, несмотря на многочисленные проблемы, с которыми ему приходится сталкиваться на внутреннем фронте, по крайней мере, поддержка международных организаций сохраняется. «Эта поддержка необходима для финансирования государственного бюджета, который, несмотря на усилия, предпринятые в прошлом году, по-прежнему имеет дефицит не менее USD 2,2 млрд. Кредиты финансовых организаций, которые в среднем не превышают 6%, неизмеримо дешевле, чем выпуск долговых облигаций, который обойдется от 13% до 18%», - уточнил он.
Глава МВФ Кристалина Георгиева заявила, что «рада приветствовать министра Пабло Аросемену. Мы ведем диалог о нашем постоянном сотрудничестве с Эквадором и осуществлении программы, поддерживаемой МВФ. Мы по-прежнему привержены работе, чтобы помочь Эквадору и его гражданам обеспечить инклюзивный и устойчивый рост». Бывший министр экономики Фаусто Ортис заверил, цель до конца 2022 года должна состоять в том, чтобы вернуться к 800 пунктам, которые были до протестов. Правительство Эквадора не может пренебречь своим соглашением с МВФ, потому что до декабря ожидается последний транш в размере USD 700 млн, кроме того, поддержка этого финансового института побуждает другие учреждения продолжать финансировать Эквадор.
Помимо МВФ, министр Аросемена встретился с представителями Всемирного банка (ВБ), Межамериканского банка развития (МБР), Министерства финансов США, Международной финансовой корпорации развития и другими. Тем не менее, полученная поддержка должна быть подкреплена конкретными действиями, чтобы обратить вспять слабую политическую поддержку правительства внутри страны, провести реформы, хотя и частичные, для улучшения таких секторов, как рынок труда и инвестиционная среда. Все это при том, что все больше тратится на социальные сектора, при существующем дефиците бюджета, который остается проблемой для страны.
Опрос экспертов, в числе которых ученые и специалисты по экономике Эквадора, прогнозирует, что в лучшем случае индекс риска страны может снизиться до 1 000 пунктов. Снижение ожиданий экономического роста после безработицы и инфляция около 5% до конца 2022 года усложняют любой план эквадорского правительства не только по вопросам управления бюджетом, но и в отношении цели реализовать хотя бы часть крупных проектов для привлечения иностранных инвестиций.