Несмотря на сложные обстоятельства, экспортный сектор Эквадора был одной из опор экономики в течение 2020 и 2021 годов. Тем не менее, 18-дневные протесты в июне этого года нанесли значительный ущерб сектору, уже пострадавшему от инфляции, глобального роста транспортных и грузовых перевозок, девальвации валют, помимо прочего. Только прямое воздействие указывает на как минимум USD 100 млн от потерянных продаж, но косвенные убытки от невыполненных или аннулированных контрактов и потерянных клиентов намного больше.
В таких отраслях, как цветоводство, восстановление связей и бизнеса может занять даже годы. Кроме того, все прогнозируемые инвестиции пока откладываются. Наиболее явный эффект этого – как в падении экономической активности, так и в занятости – начнет проявляться с октября 2022 года. В этой связи Фелипе Рибаденейра, президент Федерации экспортеров Эквадора (Fedexpor), отметил, что такая ситуация не может продолжаться и еще есть время для ее исправления. По словам представителя гильдии, министрам правительства Гильермо Лассо неоднократно прямо предлагалось расширить участие в переговорах и привлечь к ним представителей экспортного сектора, поскольку многие из решений, которые могут быть приняты, ознаменовали бы будущее производства и внешней торговли страны.
«Хорошие или плохие решения, которые принимаются, повлияют на нас. Тот, кто поддерживает занятость в большинстве сельских районов страны – это агроэкспортный сектор. Очень важно, чтобы нас включили в переговоры. У нас есть много возможностей внести свой вклад и много вопросов для обсуждения. Необходимо проявлять большую осторожность в том, чтобы в процессе урегулирования создавались механизмы и структуры, которые каким-то образом исключали бы возможность ведения или заключения Эквадором невыгодных торговых соглашений. Они крайне необходимы для повышения конкурентоспособности и станут основным источником большего объема денег, инвестиций и рабочих мест», - пояснил он.
В частности, экспортеры обеспокоены тем, что популистские меры будут использованы в интересах одной группы населения, которая, как бы уважаема она ни была, не представляет всех эквадорцев. Такие меры могут включать прямые и конкретные ограничения на подписание торговых соглашений и даже слабо гибкие и оторванные от реальности механизмы в таких вопросах, как контроль цен.
Министр производства, внешней торговли, инвестиций и рыболовства Хулио Хосе Прадо отметил, что он знает о просьбах производственных секторов в отношении участия в дискуссиях, но подчеркнул, что невозможно привлечь к ним большее число участников, поскольку тогда процесс будет затруднен, как и возможность достижения договоренностей. Кроме того, Прадо заверил, что он проводит постоянные встречи с гильдиями и производителями, поэтому он способен донести их проблемы до участников переговоров. Иными словами, министр отметил, что его голос в определенном смысле является голосом производственных секторов и им не обязательно присутствовать. Но эти заверения не успокаивают экспортеров, потому что правительство Гильермо Лассо уже показало, что для получения промежуточного мира оно, не колеблясь, предоставило меры, которые были красными линиями.