К концу 2021 года, без стимулирования новых проектов в горнодобывающем секторе, прямые иностранные инвестиции (IED) составили всего USD 620,59 млн. Эта сумма на 80% ниже по сравнению с USD 1 млрд 104,19 млн, полученных в 2020 году, на фоне первой волны пандемии. В период с 2018 по 2020 год разработка двух месторождений и строительство шахт (Мирадор и Фрута-дель-Норте) стали большим двигателем для вливания иностранного капитала в экономику Эквадора. Это строительство уже завершено, и в течение прошлого года не было зарегистрировано никаких новых объектов инфраструктуры, такого же или более крупного размера.
На добычу полезных ископаемых пришлось USD 535,31 млн иностранных инвестиций в течение 2020 года. В следующем году доля этих инвестиций упала до USD 99,75 млн. Кроме того, вложения иностранных партнеров в строительный сектор упала с USD 176,79 млн до USD 93,56 млн. Таким образом, в процентах от ВВП, 0,58% IED в 2021 году является самым низким уровнем за последние 11 лет. Самые высокие пики были достигнуты в 2015 (1,3%), 2018 (1,3%) и 2020 (1,1%). Эти периоды совпадают с оживлением инвестиций в горнодобывающий сектор после окончания второго нефтяного бума.
Эта реальность делает более насущной и очевидной необходимость как можно быстрее реализовать крупные инвестиционные проекты в размере USD 30 млрд, которые включены в инвестиционный портфель правительства Гильермо Лассо. Эти крупные проекты сосредоточены в основном в трех областях: дорожная инфраструктура, нефть и добыча полезных ископаемых. В свое время бывший министр экономики Маурисио Посо (при экс-президенте Ленине Морено) подчеркнул, что эти крупные проекты уже продемонстрировали свое влияние на рост и создание рабочих мест. Например, в период с 2002 по 2005 годы строительство нефтепровода для перекачки тяжелой сырой нефти способствовало поддержанию уровня ежегодного прироста ВВП более чем на 4% (достигая пика более чем 8%). «Если объединить три или четыре проекта, можно достичь более высоких темпов роста. Это маленькая страна, и при относительном небольшом объеме наличности на внутреннем рынке ее можно активировать», - отметил Посо.
В интервью 21 марта 2021 года министр производства Хулио Хосе Прадо признал, что сокращение IED существенно, но подчеркнул, что после 15 лет плохого экономического управления и плохой политики привлечения инвестиций не является вопросом, который может дать немедленные результаты. В период с мая по декабрь 2021 года были подписаны новые инвестиционные контракты на сумму USD 2,2 млрд, а в 2022 году цель состоит в том, чтобы достичь как минимум еще USD 4 млрд инвестиций.
В течение первого квартала этого года было достигнуто уже 32% этой цели, то есть заключено дополнительных сделок на USD 1,3 млрд. Тем не менее, министр Прадо предупредил, что эти ресурсы не сразу поступают в экономику, их влияние будет ощущаться постепенно в соответствии со сроком, установленным в контрактах (в среднем от 5 до 10 лет). Кроме того, около 55% этих соглашений заключаются с иностранными компаниями, что означает, что в ближайшие годы показатели IED будут неуклонно расти.