Когда Гильермо Лассо пришел к власти 24 мая 2021 года, прогнозы бюджетного дефицита (больше расходов, чем доходов) до конца года составляли почти USD 4 млрд. Этот бюджет был «унаследован» от уходящей администрации Ленина Морено, но более 58% его исполнения легло на новые власти. В дополнение к неблагоприятным перспективам с громоздкой дырой в государственной казне, Лассо и его министр экономики Симон Куэва должны были решить вопрос с длинным списком всевозможных задолженностей. Эта задолженность оказалась больше, чем ожидалось, и составила USD 2 млрд 700 млн, что привело к большему давлению на управление и растущему риску конфликтов, если долги будут и далее накапливаться.
Семь месяцев спустя 2021 закрылся с непогашенными обязательствами (задолженностью) в размере USD 1 млрд 697 млн, что на 37% меньше, чем было ранее. Кроме того, дефицит бюджета по итогам года составил USD 2 млрд 916 млн, что является самым низким уровнем за последние пять лет.
Роберто Арсе, экономист и исследователь, отметил, что по прибытии в Каронделет президент Лассо столкнулся с ежемесячной «дырой» в размере USD 400 млн, но в конце прошлого года этот разрыв снизился до USD 243 млн. «Ситуация остается сложной. Государство продолжает тратить больше, чем получает; но удалось погасить часть ожиданий, и это закончилось лучшими налоговыми показателями, потому что экономика страны выросла больше, чем ожидалось», - отметил эксперт. По словам Арсе, нельзя умалять роль, которую сыграл успешный план вакцинации, который до прибытия Лассо терпел крах на фоне неэффективности управления и роста возмущения граждан.
Этот план способствовал экономическому росту ВВП Эквадора примерно на 3,5 %, тогда как самые оптимистичные прогнозы составляли не более 2,5 %. В этом контексте, хотя страна все еще находится в хвосте экономического восстановления в Латинской Америке, продажи и сбор налогов значительно выросли за последний год, после резкого падения 2020 года. Так, например, последний месяц 2021 года стал вторым декабрем с самой большой выплатой налоговых сборов за последние 10 лет. По словам Фаусто Ортиса, бывшего министра экономики, общий сбор за 12 месяцев составил USD 13 млрд 017 млн – это на USD 1 млрд 160 млн меньше, чем до пандемии.
Другим фактором, который помог сократить дефицит, был рост цен на нефть, который позволил до парализации трубопроводов получить около USD 1,5 млрд дополнительных налоговых поступлений. Если оценивать процент от ВВП, бюджетный дефицит 2021 года является наименее тяжелым и дорогостоящим за последние 11 лет.
При правительстве Ленан Морено проводилась политика неизбирательного сокращения государственных расходов без учета критериев эффективности и качества услуг. Эти действия, наряду с неэффективностью и коррупцией, привели, например, к тому, что такие важные процессы, как закупка лекарств и содержание школ, были выполнены лишь наполовину. Эти проблемы стали частью «наследства», которое принял на себя Гильермо Лассо. Вот почему, по словам Арсе, 2022 год станет годом, когда будет сделана реальная оценка государственных расходов, и больше ресурсов должно быть направлено туда, где они действительно необходимы, а меньше туда, где они не продуктивны.
В общей сложности, Лассо потратил USD 20 млрд 634 млн на четыре основные статьи государственного бюджета: зарплаты, текущие платежи, проценты по долгам, капитальные и инвестиционные расходы. Эта сумма на USD 494 млн больше, чем было выделено на те же затраты в 2020 году.
Вместе с тем по-прежнему сохраняется задолженность перед такими крупными учреждениями, как эквадорский Институт социального обеспечения (IESS), система образования (начальная и средняя школа), нуждающаяся в более чем USD 600 млн. Другими словами, направления скудных государственных ресурсов по-прежнему не являются приоритетными, но нынешнее правительство посвятило их тушению самых проблемных пожаров в течение первых семи месяцев управления.
С другой стороны, перед лицом дальнейшего экономического возрождения в 2022 году Ортис считает, что власти должны рассмотреть возможность направления части растущих международных резервов на инвестиции и производительные кредиты. Это также было бы еще одним способом лучше тратить государственные средства, одновременно увеличивая производство и занятость.