Во второй половине дня 7 октября 2021 года Международный валютный фонд (МВФ) опубликовал свой последний доклад о ситуации в эквадорской экономике. В этом отчете изложены цели сокращения государственных расходов и увеличения доходов за счет увеличения налогов до 2025 года. За каждые USD78, которые будут скорректированы в части государственных расходов, правительство Гильермо Лассо попросит от граждан и компаний внести USD 22 за счет сокращения налоговых льгот, борьбы с уклонением от уплаты налогов и регуляризации активов за рубежом, помимо других мер.
Таким образом, в нынешний президентский период предполагается общее сокращение государственных расходов примерно на USD 3,5 млрд, то есть 3,5% ВВП. Эта сумма разбита на четыре основные акции. Во-первых, экономия в размере USD 1 млрд 500 млн (1,5% ВВП) будет получена за счет оптимизации процесса госзакупок. По мнению Министерства экономики, необходимо пересмотреть процессы, повысить прозрачность и бороться с коррупцией.
Во-вторых, USD 900 млн (0,9 % ВВП) будут получено за счет устранения чрезвычайных расходов, связанных с пандемией, учитывая, что в 2020 и 2021 годах ресурсы уже использовались для различных программ поддержки и процесса вакцинации. В-третьих, еще USD 900 млн станут результатом сокращения бюрократического аппарата, но, по уверениям правительства, без ущерба для основных услуг, таких как здравоохранение, образование и поддержка наиболее уязвимых слоев. Наконец, USD 200 млн должны поступить за счет пересмотра капитальных затрат (инвестиций), продолжающейся отмены топливных субсидий и улучшения управления задолженностью.
В заявлении Министерства экономики подчеркивается, что в первоначальном соглашении с МВФ, подписанном еще при правительстве Ленина Морено в октябре 2020 года, была заложена общая корректировка в размере 5,5% ВВП. Но сейчас цели понижены до 5% ВВП. Этот процент разделен на 3,5% сокращения государственных расходов и 1,5% ВВП (USD 1,500 млрд) в результате налоговой реформы.
Обязательство предыдущей администрации было увеличение сбора налогов на USD 2,5 млрд. Тем не менее, президент Лассо выбрал путь, который не включает повышение НДС или введение подоходного налога на такие доходы, как 13 и 14 зарплаты и другие социальные бонусы работников.
47% новых налоговых поступлений, то есть USD 700 млн, поступят благодаря двум мерам. С одной стороны, будет введено сокращение налоговых вычетов для тех, кто зарабатывает более USD 2 000 в месяц. С другой стороны, отмена льгот и вычетов по подоходному налогу с компаний. Еще 20% дополнительных налогов, то есть около USD 300 млн, должны стать результатом мер по борьбе с уклонением от уплаты налогов, ужесточения контроля за крупными налогоплательщиками и обмена финансовой информацией с другими странами.
Остальные 33% (USD 500 млн), будут получены двумя путями. Во-первых, предполагаются специальные взносы на имущество физических лиц и предприятий. Во-вторых, регуляризация активов за рубежом, которые не были декларированы в стране. Правительство Эквадора все еще оценивает, как оно будет настаивать на принятии законопроекта «О возможностях», который был отклонен 29 сентября 2021 года Законодательным административным советом (CAL).
Кроме того, в техническом докладе МВФ по Эквадору прогнозируется более высокий рост национальной экономики (в среднем 2,8% в период с 2022 по 2026 год) по сравнению с предыдущим сценарием (1,8%). Вместе с тем, в нем говорится, что восстановление экономики может быть ускорено за счет стимулирования структурных реформ в сфере труда, рынков товаров, финансовых рынков и практики корпоративного управления государства, с тем, чтобы сделать его более эффективным и транспарентным.
Что касается национальной финансовой системы, то МВФ подчеркивает ее силу высокой ликвидностью, достаточным капиталом, ростом сбережений, высоким уровнем международных резервов и другими. Что касается нефтяного вопроса, в докладе отмечается, что Эквадору необходимо уменьшить зависимость государственной казны от нефтяных доходов и снизить климатические риски. Признано, что в стране уже есть правовая база, которая позволяет экономить чрезвычайные доходы от нефти, получаемые за счет роста ее цены сверх того, что заложено в бюджете.
Кроме того, подчеркивается транспарентность, с которой страна действует в процессах государственных закупок (с помощью механизмов, осуществляемых службой государственных закупок); ревизия 100 крупнейших контрактов на государственные закупки (после публикации специальных обзоров закупок во время чрезвычайного положения в связи с пандемией); совершенствование законодательства и приведения его в соответствие с международными стандартами; а также проверка финансовых отчетов государственных нефтяных компаний «Petroamazonas» и «Petroecuador», что должно быть завершено в 2022 году.