До пандемии возвращение в классы 1 сентября приводило к экономическому обороту в размере не менее USD 750 млн. Маленькие квартальные магазины, базары, уличные торговцы, небольшие текстильные производства, водители школьных автобусов, помимо прочих, извлекали выгоду из спроса, вызванного началом учебного года для почти 2 млн учащихся режима «Сьерра и Амазония». Однако, сейчас ситуация остается сложной, учитывая 8% очной посещаемости, то есть чуть более 120 000 детей и подростков, помимо 20 000 учителей, вернутся в классы, и для эквадорской экономики это является бременем.
В лучшем случае, новый школьный цикл принесет оборот USD 300 млн, что на 60% меньше для карманов предпринимателей и их семей. Как и с начала нынешнего кризиса, наибольшие убытки несут микропредприятия и неформальный сектор. С меньшим количеством учеников в классных комнатах экономика не активизируется, а затронутые сектора не находят решений для выхода из кризиса. Доход квартальных магазинчиков и школьных автобусов не растет с минимальным процентом очной посещаемости классов.
46-летний Велисарио Бальсека объяснил, что раньше одним из его основных источников дохода была продажа угощений и школьных принадлежностей недалеко от парочки школ. Но в течение нескольких месяцев ему приходилось искать, как заработать на жизнь, другими видами работ, такими, как строительство, мойка и охрана автомобилей в коммерческом секторе, уличная торговля масками для лица. «Дети двигают бизнес. Они и их родители покупают вещи, но гораздо меньше, чем раньше. Мой ежедневный доход не превышает USD 10, тогда как раньше я мог его легко удвоить», - рассказал он.
Со своей стороны, Андреа Кальдерон, микро-предприниматель в сфере текстиля, отметила, что начало школьных занятий обеспечивало не менее 50% ее дохода за год, но спрос на униформу упал с пандемией. «Раньше у меня было пять сотрудников в моей мастерской, а теперь мне пришлось искать другие виды бизнеса, такие, как изготовление тканевых масок, но это не подходит ни мне, ни двум моим оставшимся сотрудникам. И хотя расходы скорректированы, мы еще не вышли из кризиса», - отметила она.
Согласно данным Налоговой службы (SRI), хотя в 2021 году наблюдается рост активности, уровни уплаты налогов на школьный транспорт на 70% меньше, чем до пандемии. Ганнибал Бурбано, перевозчик с более чем 10-летним опытом, подчеркнул, что удается вернуть, в лучшем случае, 30% прежних доходов. «Мало того, что у нас гораздо меньше учащихся, чтобы перевозить их, со стороны туристического сектора также не видно улучшения, чтобы обеспечить доход каждый месяц», - заявил он.
Доход не восстанавливается, а непогашенные кредиты и других обязательства накапливаются. На сегодняшний день нынешнее правительство Эквадора не разработало четкой политики по увеличению финансирования секторов, наиболее пострадавших от кризиса. Согласно отчету сети финансовых институтов развития (RFD), портфель кредитов, предоставленных сектору в разгар кризиса, не превышает USD2 млн, что представляет собой падение более чем на 17%.
Аналогичным образом, канцелярские товары и бизнес по продаже школьных принадлежностей отмечают аналогичное сокращение продаж, но надеются вернуть хотя бы часть потерянного за последние несколько месяцев. Эта надежда основана на том, что Министерство образования рекомендовало приобрести базовый список школьных принадлежностей. Этот список состоит из тетради, простого карандаша, ластика и коробки с цветными карандашами. Цена его составляет USD11,30. Велисарио Лусеро, владелец небольшого магазина школьно-письменных принадлежностей, отметил, что большая часть товара остается нераспроданной. «Мы ждем возвращения очного образования, чтобы увидеть, сможем ли мы восстановиться, потому что кризис сильно ударил по нам», - добавил он.