Каждое утро с 06:00 Альберто Акоста посыпает известью вход на банановую плантацию «Лос Анхелес», расположенную в одноименном приходе в кантоне Симон Боливар, провинция Гуаяс. Эта мера и мытье рук и рук являются единственными мерами, которые они предприняли с 2019 года, чтобы защититься от возможного проникновения грибка Fusarium Race 4. Абсолютно не восприимчивый к существующим пестицидам, этот гриб угрожает уничтожить банановые и другие плодовые плантации Эквадора.
В стране только 13% районов, производящих банановую продукцию, включая обычные бананы, бананы верде и орито, имеют полную инфраструктуру, связанную с мерами биобезопасности против фузариоза. То есть около 45 000 из 350 000 гектаров, посаженных на национальном уровне, имеют очистные станции, зоны сбора отходов и регулярно окуриваются. Еще 22% плантаций соблюдают только одну из мер биобезопасности. Банановый союз, объединяющий пять организаций производителей и экспортеров фруктов, утверждает, что эти цифры вызывают беспокойство и, по сути, занижены.
Акоста берет горстями белый порошок из маленького мешочка. Известью он образует линию на земле между въездом и упаковочной зоной. Когда работа заканчивается, материал, оставшийся в его руках, он сыпет на сапоги. Эти меры начали применяться, когда два года назад поднялась тревога по поводу присутствия фузариоза типа 4 в Колумбии.
Джонатан Ортис, небольшой производитель и владелец плантации, признал, что грибок опасен и более разрушителен, чем черная сигатока, поскольку, хотя урожай гибнет, сам патоген способен выживать и распространяться на соседние плантации. Ортис рассказал, что он собирался огородить поместье и построить зону для дезинфекции обуви. На это потребовалось бы USD 9 000 и работы планировалось завершить к концу 2019 года, но необходимые деньги он так и не получил и теперь планирует взять банковский кредит. В этой усадьбе работают восемь человек и каждую неделю обрабатывают около 450 ящиков с 7 гектаров. «С пандемией и несоблюдением официальной цены банановой коробки, проекты по созданию инфраструктуры биобезопасности остались на бумаге», – посетовал производитель.
В нескольких километрах от этого поместья находится плантация Александра Мехия, среднего производителя бананов, который имеет 23 гектара. В отличие от Ортиса, там были прекращены все действия против фузариоза. Мехия рассказал, что до января он проводил окуривание четвертичным аммонием транспортных средств и людей до въезда на плантацию. Это делалось с помощью 20-ти литровых опрыскивателей и требовало ежемесячных расходов почти USD 300. Ситуация осложнилась, когда ему перестали платить официальную цену за ящик бананов, выросли затраты на удобрения и топливо.
Министерство сельского хозяйства Эквадора поддерживает процесс внедрения мер биобезопасности и проводит мониторинг на местах, чтобы обнаружить любую новую информацию о вредителе. Между тем риск становится все ближе. В апреле этого года грирбок появился в Пиуре, на севере Перу. До конца августа планируется разработать и утвердить специальный план, который позволит предотвратить попадание грибка в Эквадор. Одна из мер – финансирование, определение кредитных линий и финансовых стимулов для оснащения плантаций.
Префектуры в основных банановых районах – в провинции Эль Оро, Лос Риос и Гуаяс – проводят информационные кампании с производителями, особенно мелкими, с тем, чтобы предупредить об опасности, связанной с разрушительным грибком, если она достигнет Эквадора. Ведутся также селекционные работы по выведению сорта, устойчивого к Fusarium Race 4.