Газ для домашнего потребления в Эквадоре субсидируется уже более 50 лет. Отмена или даже сокращение этой субсидии – это вопрос, который не затрагивается сменяющимися правительствами, так как он ожидаемо может спровоцировать мощнейший социальный взрыв.
С 2007 по май 2021 года совокупный убыток от продажи газа для домашнего использования достигает USD 5 млрд 728, 3 млн. Другими словами, только на субсидирование этого топлива из бюджета государства тратится не менее USD 400 млн в год. Эта реальность является прямым следствием того, что газ покупается дорого за рубежом, но продается дешево внутри страны. Эквадорское государство платит доллар за каждый кг газа, но продает его по цене 10 центов.
Таким образом, в то время как на международном рынке баллон весом 15 кг стоит в среднем USD 15,1, в Эквадоре его можно продать только по USD 1,6, то есть субсидия составляет около USD 13,5 за баллон. Но, хотя официальная цена составляет USD 1,6, потребители, в конечном итоге, платят за баллон газа до USD 5 и даже более.
Антонио Верназа, инженер-нефтяник, объяснил, что отечественное производство газа сокращается с годами. «Десять лет назад это производство покрывало до 40% потребления, но теперь оно достигает 12%. Каждый год мы импортируем 9 из 10 кг, которые востребованы в стране», - отметил он. Эта низкая производительность отмечается на фоне того, что в период с 2011 по 2016 год более USD 1,2 млрд было инвестировано в газовую отрасль и ось, состоящую из месторождения «Амистад» и завода по производству и хранению сжиженного газа. Однако, при строительстве завода было допущено несколько серьезных недостатков и он даже не производит на полную мощность.
Последним президентом, который пытался поднять цену на бытовой газ и освободиться от субсидии, был Абдалла Букарам. Это вызвало социальные протесты и спровоцировало, в конечном итоге, его отставку. С тех пор вопрос об отмене субсидии на это топливо не обсуждался снова. Правительство Гильермо Лассо также неоднократно подчеркивало, что не планирует пересматривать это. Тем не менее, исследования международных организаций, таких, как Латиноамериканская энергетическая организация (Olade), четко указывают на то, что государственная помощь благоприятствует тем, кто в ней меньше всего нуждается.
Таким образом, самые бедные (40%) получают только 22% субсидии, то есть USD 95,7 млн в год; в то время как 40% с наибольшим доходом получают 60%, что составляет USD 260,8 млн. Кроме того, около USD 160 млн уходят каждый год на контрабанду и еще USD 140 млн субсидированного газа используются в промышленных и транспортных целях.
По словам Габриэлы Руис, исследователя Flacso, на протяжении десятилетий уже определены основные маршруты контрабанды: Сан-Лоренсо-Пальма-Реал-Тумако; Ипиалес - Тулкан; Нуэва Лоха-Пуэрто-Ассиси и Уакильяс-Агуас-Верде. Однако, рейды с военными и полицейскими и неудачная стратегия государственной компании «Petroecuador» взять под контроль все пограничные заправочные станции не дали результатов. «Взамен каждого направления, где усиливается контроль, контрабандисты открывают еще пять новых подпольных маршрутов», - заявил он.
Это потому, что в Колумбии за каждый газовый баллон платят до USD 20, что создает большой стимул для продолжения незаконной торговли. Во время последней забастовки в Колумбии незаконная торговля усилилась на общей границе. Из Эквадора везут контрабандный газ, чтобы получить чистую прибыль до USD 10 за баллон.
В 2014 году бывший президент Рафаэль Корреа объявил, что к 2016 году субсидия на газ для бытового использования будет отменена. План состоял в том, что путем массирования внедрения индукционных плит и эксплуатации новых гидроэлектростанций газ может быть заменен на собственное дешевое электричество.
Но, хотя официальная цена баллона весом 15 кг составляет USD 1,6, граждане могут в конечном итоге платить до USD 6, то есть в 4 раза больше. Это связано с тем, что дистрибьюторы взимают дополнительную стоимость за услугу продажи газа с доставкой на дом, или за маркетинговые расходы. В октябре 2019 года, после нескольких жалоб граждан и оперативных контролей, упраздненное ныне Агентство по регулированию и контролю за углеводородами (Arch) установило, что дополнительная плата за баллон газа не может превышать USD 1,4.
Другими словами, максимальная стоимость баллона должна составлять USD 3, но даже в крупных городах, таких, как Кито и Гуаякиль, он иногда продается с доставкой за USD 5-6, в зависимости от района. В пограничных районах, таких, как кантоны Тулкан и Сан-Лоренсо, средняя цена составляет от USD 3,5 до 4. По словам инженера-нефтяника Антонио Вернасы, основная проблема заключается в том, что власти не имеют достаточного контроля; и только тогда, когда есть жалобы граждан, делаются заявления и создается впечатление, что порядок наведен.