Президент Гильермо Лассо в публичном письме призвал банки и финансовые кооперативы отреагировать на призыв граждан и улучшить условия доступа к кредитам. «Ставки должны быть снижены, а сроки продлены. Проще говоря, возрождение экономики должно работать в первую очередь для тех, кто больше всего пострадал от разрушительных последствий пандемии», - отметил президент. Призыв президента Лассо является первым шагом, но для его достижения необходимы конкретные действия и даже изменения в законодательстве и государственной политике.
Диего Ольмедо, экономист и партнер-основатель «Olmedo Investments and Finance», объяснил, что этот призыв является позитивным политическим жестом, направленным на укрепление доверия и начало диалога. «Финансовый сектор регулируется ожиданиями, и послание Лассо способствует поиску совместных путей для достижения цели дешевого кредита для большего количества эквадорцев. Однако процесс, чтобы туда добраться, требует времени и требует конкретных действий», - считает эксперт.
По данным Межамериканского банка развития (МБР), Перу потребовалось около 10 лет, чтобы снизить процентные ставки до 2% для производственного сектора. В случае Эквадора, переход от 16% до 8% по ставке для потребительских кредитов, или от 10% до 5% для производственного кредита может занять от 4 до 5 лет.
Первым шагом, который должен сделать президент Лассо, является формирование Совета по финансовому регулированию, как это предусмотрено законом «О защите долларизации». Таким образом, он должен представить своих кандидатов для того, чтобы ассамблея избрала трех членов этого органа, который определяет политику процентных ставок. Эта политика должна строиться при участии всего финансового сектора и на основе среднесрочной и долгосрочной перспективы.
До 2020 года Совет по валютно-финансовому регулированию устанавливал максимальные процентные ставки для 22 определенных кредитных сегментов. В конце года совместно с Центральным банком (ЕЦБ) началась работа над новой формулой расчета этих максимальных ставок. Тем не менее, пока неизвестно, как этот процесс продвигается.
Суперинтендант банков Рут Ареги пояснила, что нынешняя система «очень плохая», потому что на самом деле все финансовые учреждения зафиксировали свою ставку финансирования и «никто не опускает ни цента, чтобы иметь больше конкуренции». Поэтому чиновница предложила перейти к схеме диапазона с максимумами и минимумами, что может привести к среднесрочным и долгосрочным сокращениям. Бывший министр экономики Маурисио Посо добавил, что должна быть гибкость для анализа в каждом конкретном случае и распределение затрат, связанных с жизнеспособностью, риском и платежеспособностью каждого клиента.
Сантьяго Москера, директор бизнес-школы Университета Сан-Франциско де Кито, отметил, что Денежно-финансовый кодекс (принятый в 2010 году, в эпоху «корреизма») устарел. Среди многих недостатков он не создает условий, которые позволяли бы, например, свободно устанавливать процентные ставки и иметь определенную гибкость для создания кредитных сегментов, более соответствующих спросу и потребностям рынка. Управление банков признает, что Эквадор является одной из 7 стран региона, наиболее далеких от соблюдения международных правил банковского надзора.
Важным компонентом усиления конкуренции и снижения процентных ставок является присутствие в стране большего количества иностранных банков. Нет никаких юридических препятствий для этого, но политические и экономические факторы мешали появлению новых иностранных банков в Эквадоре в течение последних 14 лет. Во-первых, страна имеет нестабильную налоговую систему, где финансовые учреждения неоднократно подвергались целевым налогам. Эти налоги были государственным механизмом финансирования и следствием плохого управления государственными расходами.
Во-вторых, высокий риск страны увеличивает стоимость внешнего финансирования, к которому может получить доступ любой банк, как внутренний, так и иностранный. Этот индекс снизился с более чем 1000 пунктов до чуть более 700 пунктов с момента избрания президентом Гильермо Лассо, но он все равно должен быть еще ниже, чтобы иметь реальное влияние на местные процентные ставки.
Ольмедо подчеркнул, что ни одна мера не окажет желаемого влияния, если доходы компаний и работников не повысятся. «Последнее является структурной и долгосрочной проблемой», - признал он. Другими словами, стране необходимо, чтобы ее экономика росла более чем на 3% в течение как минимум 5 лет подряд, чтобы на рынке создавались условия наибольшей ликвидности и спроса на кредиты. До тех пор, пока это не будет выполнено, в краткосрочной перспективе, по словам Москеры, одним из вариантов был бы поиск внешних линий финансирования. Ресурсы также могут быть подняты за счет выпуска гособлигаций или прямых кредитов по очень низким ставкам.
Производительный кредит в Эквадоре выдается в среднем под 10%, но для малых и средних предприятий (МСП) стоимость финансирования возрастает до 12%. Самые высокие уровни приходятся на сектор микрокредитование, где ставка составляет не менее 25%.