Профессионал, с опытом работы не менее 5 лет и средней или высшей подготовки – таково резюме более половины безработных в эквадорской столице. Согласно последнему опросу Национального института статистики и цензов (INEC), 13,8% экономически активного населения (PEA) столицы считаются безработными по состоянию на 31 марта 2021 года. Этот показатель почти в 4 раза превышает 3,8 % в Гуаякиле и почти в два раза превышает 8,2 % в Куэнке.
Кито всегда имел высокий процент адекватной занятости, поскольку именно здесь существует обширный бюрократический аппарат и высокий уровень развития, с существенным присутствием промышленных отраслей, таких, как текстиль. В этой связи, когда возникает экономический спад и кризис, первыми и основными пострадавшими являются технические специалисты, средние специалисты и опытная квалифицированная рабочая сила.
Сантьяго Гарсия, преподаватель Центрального университета и президент колледжа экономистов провинции Пичинча, объяснил, что эти профессионалы, учитывая реальность безработицы, не переходят быстро к неполной занятости или другим формам ненадлежащей работы. «Они остаются на некоторое время в ожидании, когда смогут вернуться к достойной должности, в соответствии с их возможностями. Этого не происходит в Гуаякиле, где экономика более неформальна, торговля гораздо более распространена, а переход к неполной занятости происходит почти мгновенно», - пояснил он.
Более 50% безработных в Эквадоре сегодня имеют средний или даже более высокий уровень образования. Как правило, эти специалисты до 10 месяцев остаются в ожидании возможностей, соответствующих их специализации и квалификации. Гарсия подчеркнул, что ситуация для них непростая, потому что чем более узким специалистом является человек, тем сложнее ему приобретать новые навыки для занятия в других областях. «Избранный президент Гильермо Лассо должен будет продвигать комплексную программу перепрофилирования на фоне краха рынка труда. Кроме того, чтобы избежать дальнейшего ухудшения ситуации, необходимо свести к минимуму формальности и препятствия для ведения бизнеса», - добавил он.
С другой стороны, в таких городах, как Гуаякиль, где более 60% имеют среднее образование или ниже, когда люди остаются без работы, переход к неформальному рынку труда, как способу выживания, занимает менее двух месяцев. Кроме того, даже люди с более высокой подготовкой быстро отправляются в торговлю или обращаются к почасовой неформальной работе, без каких-либо законных льгот. Но лишь около 40% безработных в Кито прибегают к неформальной продаже товаров или услуг, чтобы получить, по крайней мере, часть своего предыдущего дохода. Мария Кристина Домингес рассказала, что занимается приготовлением домашних обедов 2-3 дня в неделю. «Я была около четырех месяцев безработной, без какого-либо дохода, просто жила на сбережения и пособия по увольнению со своей предыдущей работы; но теперь уже пора сделать немного больше, чтобы не остаться в бедности», - призналась она.
Другим механизмом выживания являются неформальные рабочие места в бизнесе или компаниях друзей или членов семьи. Более чем в 50 % случаев на эти виды деятельности приходится менее 20 часов в неделю и низкий доход. В условиях нынешнего кризиса, который прогнозируется более длительным, чем первоначально предполагалось, он может привести к очень трудному для преодоления ущербу. В этом контексте стране следует разработать политику отслеживания так называемой долгосрочной безработицы. В таких странах, как Испания, есть соответствующая статистика и государственные программы, чтобы помочь, например, людям старше 40 лет, которым особенно трудно вернуться на рынок труда.