С июля этого года учителя системы государственного образования получат повышение своей заработной платы на 42%. То есть базовое ежемесячное вознаграждение эквадорского учителя вырастет с USD 817 до 1 000, как это предусмотрено законом «О межкультурном двуязычном образовании». Текст закона, который был официально опубликован 10 апреля, определяет, что базовая зарплата учителя должна быть в 2,5 раза больше базовой заработной платы остальных работников, и далее корректируются 10 ступеней.
Для профсоюзов учителей это хорошая новость, которая «повышает цену» их труда. Но для министра экономики Маурисио Посо, такие решения «неконституционны и экономически неосуществимы». Помимо повышения заработной платы, норматив предусматривает восстановление на рабочем месте уволенных учителей, досрочный выход на пенсию и новый наем, в частности, библиотекарей, что также означает увеличение государственного взноса в систему социального обеспечения.
«Этот закон экономически неосуществим», - твердо заявил министр, так как на его реализацию требуется USD 3 млрд долларов, что означает увеличение на 10% общего бюджета государства. «Для его финансирования, например, нужно увеличить НДС на три пункта, с 12 до 15%», - добавил Посо. По его словам, только повышение зарплаты потребует дополнительно USD 2 млрд 200 млн, которых у Эквадора просто нет ни в каком виде, даже не оглядываясь на пандемию. Кроме того, утверждает Посо, новый закон нарушает статью 287 Конституции, которая гласит: «любой норматив, создающий обязательство, финансируемое из государственной казны, должен иметь обеспечением соответствующий источник финансирования».
В первом общем положении нового закона говорится, что государство должно ежегодно увеличивать расходы на сектор образования на 0,5% ВВП до минимума, эквивалентного 6% ВВП. «Это создание расходов без финансирования. Если сейчас, чтобы покрыть то, что уже заложено в бюджет, мы не можем, будет еще хуже», - заявил министр Посо. В текущем году, по подсчетам Министерства экономики, бюджетные расходы составят USD 32 млрд 080 млн. Из них USD 8 млрд 868 млн должны быть покрыты за счет внешнего финансирования – но пока собрано всего USD 400 млн.
Депутат Национальной Ассамблеи Джимми Канделл, председатель Комиссии по образованию, был тем, кто стоял во главе этой правовой реформы. Он рассказал, что когда обсуждалось финансирование выплат учителям, проводились специальные встречи, куда приглашались представители Министерства экономики. «Нам всегда говорили, что экономический эффект составит USD 500 млн», - заявил он. На сессии от 18 февраля, архив которой находится на Youtube, Канделл назвал организации, которые участвовали в создании закона – Министерства экономики среди них не было. И он также заявил, что «предлагаемая новая зарплатная шкала для преподавателей не представляет собой увеличения государственных расходов. То, что предлагается – это реорганизация ее по 10 категориям».
15 октября 2020 года заместитель министра финансов Фабиан Каррильо предупредил парламентскую комиссию, что в казне нет денег для покрытия дополнительных расходов в рамках нового закона, и что он готов обсуждать варианты. Теперь депутат Канделл утверждает, что государство сможет финансировать новые обязательства, если USD 930 млн за 2020 год будут возвращены сектору образования. Комментируя возможную неконституционность законопроекта, депутат напомнил, что исполнительная власть не наложила вето на закон.
Уходящий через месяц президент Ленин Морено написал в своем Twitter 10 апреля: «Я так понимаю, что команды обоих кандидатов (в президенты) нашли ресурсы для его реализации, как предписывает Конституция». О том, почему на текст не было наложено вето, он заявил, что опубликовал отрицательный отчет, который является обязательным: «Дело не в том, что мы не согласны с улучшением положения с заработной платой, а в том, что денег нет». Глава Национального союза педагогов (UNE) Исабель Варгас возразила, что педагоги требуют вернуть им то, что было недоплачено в прошлом году, в результате сокращения рабочего дня.
Особая нагрузка ляжет на Институт социального обеспечения (IESS). Новый закон гласит, что учителя могут выходить на пенсию после 25 лет работы, без возрастных ограничений. Глэдис Палан, член исследовательского бюро Института социального обеспечения, подчеркнула, что это положение усугубляет и без того сложную ситуацию в IESS, где в настоящее время накопился колоссальный дефицит. «Общее правило заключается в том, что для того, чтобы получить право выхода на пенсию, следует иметь 30 лет трудового стажа, с выплатой взносов, и не менее 65 лет возраста», - пояснила она. Закон не объясняет, почему именно педагоги могут пользоваться специальной льготой, усугубляет ситуацию в IESS, отметила Палан. Бюро, частью которого она является, не исключает подачу иска о неконституционности закона.
По мнению Родриго Ибарры, президента эквадорской Ассоциации специалистов в области экономики и финансов (актуариев), влияние IESS на Пенсионный фонд огромно. Согласно их анализу, актуарный дефицит увеличится более чем на 6% ВВП. «К сожалению, депутаты парламента и исполнительная власть не оценили экономические последствия этого закона, и он был принят демагогически», - заявил он.