Рынок эквадорской автопромышленности – а именно, производство сидений, шин, автомагнитол, аккумуляторов, амортизаторов и других деталей, необходимых для сборки автомобилей, резко сократился в 2020 году. Некоторым предпринимателям даже пришлось закрыть свой бизнес или ограничить деятельность. Другие сосредоточились на экспорте или диверсификации производства.
По данным Центрального банка Эквадора, в период с января по сентябрь прошлого года производство автотранспорта упало на 34% по сравнению с аналогичными месяцами 2019 года. По мнению Дэвида Молины, исполнительного директора Эквадорской палаты автомобильной промышленности (Cinae), одним из факторов, влияющих на деятельность сектора, является сокращение производства (сборки) автомобилей в Эквадоре, которое началось еще до пандемии. За весь 2020 год страна собрала 10 767 автомобилей, что на 55% меньше по сравнению с 2019 годом.
Хуан Карлос Вега, исполнительный председатель компании «MP3», которая производит электронное оборудование, такое, как радиоприемники, объяснил, что потеря работы и сокращение заработной платы во время пандемии повлияли на покупательную способность населения, что привело к падению продаж автомобилей и нанесению ущерба автотранспортному сектору. Наиболее пострадавшими компаниями являются небольшие и те, которые связаны почти исключительно с производством оригинального оборудования, такого, как сиденья, металлические детали (например, двери, навески для пикапов), покрытие для салона автомобиля. То есть деталей, которые обычно не меняются в течение всего срока службы автомобиля.
Компания «Indaparts» одна из таких пострадавших предприятий. 99% ее продукции связано с созданием оригинального оборудования. В 2020 году продажи сократились на 40%, отметил генеральный директор компании Карлос Рамос. Другое предприятие – «Alfinsa» - находится в процессе ликвидации после 38 лет пребывания на внутреннем рынке. Фирма сосредоточилась на производстве ковровых покрытий для салона, но кризис нанес непоправимый удар. В компании «Metaltronic» продажи оригинальных автозапчастей сократились на 40% по сравнению с 2019 годом. Несмотря на низкий оборот, эта компания осталась на рынке благодаря перепрофилированию своей деятельности: теперь она также занимается производством моточастей и сборкой мотоциклов и велосипедов. Этот последний сегмент оказался более привлекательным во время пандемии, отметил менеджер этой отрасли Освальдо Ландасури.
Еще одна стратегия борьбы с низким оборотом – выход на международные рынки. Это относится к «MP3». «Мы хорошо начали 2021 год. Будучи поставщиками «General Motors», мы экспортируем в Колумбию, выиграли тендер на продажу автомагнитол в Бразилии, у нас есть клиент в Боливии, и мы открываем рынок в Перу. Мы диверсифицируем наш рынок, делая его региональным», - сообщил Вега.
Другим пострадавшим сегментом является тот, который фокусируется на производстве запасных частей, таких, как автомобильные шины. Кризис также оказал свое влияние на спрос на внутреннем рынке ввиду ограничения мобильности в период пандемии. Экспорт также стал выходом для этих компаний. 50% шин компании «Continental Tire Andina» теперь поступает на рынки США, Чили и Колумбии. Остальная часть производства разделена: 7% для производства оригинального оборудования и 43% производства шин для замены. Эта диверсификация была ключевой, пояснил Фабиан Кордова, вице-президент компании. Несмотря на падение продаж из-за пандемии, оборот начал улучшаться с июля прошлого года, благодаря тому, что международные рынки восстанавливаются быстрее, чем эквадорский, отметил Кордова.
В общей сложности, автотранспортный сектор потерял 2 500 рабочих мест по всей цепочке, отметил Молина. Он ожидает, что с оживлением рынка сектор восстановится в ближайшие месяцы. Перспектива заключается в том, что в этом 2021 году в Эквадоре будет собрано 18 000 автомобилей, хотя эта цифра не достигнет уровня до пандемии, уточнил он. Кроме того, Молина отметил, что еще одним фактором, влияющим на сектор, является отсутствие государственной политики, которая позволила бы отечественному производству быть конкурентоспособным. Например, местная промышленность вынуждена конкурировать с колумбийским автомобилем, ввоз которого не облагается пошлинами.