Налоговый сбор зафиксировал падение на 13% в 2020 году, закрывшись на уровне USD 12 млрд 368 млн – уровне, который не наблюдался с 2013 года. Но с сентября тенденция начала меняться, и в декабре уже был достигнут показатель, превышающий аналогичный месяц 2019 года. Это объясняется предоплатой подоходного налога и небольшим восстановлением частных продаж, что привело к увеличению сбора налога на добавленную стоимость.
Тенденция восстановления будет продолжаться, по мере оживления экономики, хотя ожидается медленный рост. Минфин прогнозирует USD 13 млрд 122 млн налоговых поступлений в этом году. Фаусто Ортис, бывший министр финансов, объяснил, что этот уровень покрывает только выплату заработной платы в государственном секторе, ассигнований на социальное обеспечение и выплаты некоторых государственных пособий, в частности, «Бона человеческого развития», хотя до 2019 года налогов хватало на уплату процентов по долгам и другие расходы. Это создает больше стресса для бюджета, в условиях ожидаемой средней цены на нефть в размере USD 37, что не покрывает остальных потребностей.
В этом году ожидается сокращение финансирования и резкое сокращение расходов, говорится в программе, согласованной с Международным валютным фондом (МВФ). «2020 год был годом финансирования, 2021 год будет годом корректировки», - пояснил Ортис. Правительство обязалось перед МВФ провести налоговую реформу, которая принесет новые доходы в 2022 году, хотя это зависит от нового правительства, приходящего в мае этого года. Согласно соглашению с МВФ, новое правительство должно будет представить соответствующий законопроект в сентябре этого года. Предполагается повысить до 15% ставку налога на добавленную стоимость (НДС), отменить некоторые льготы, взимать подоходный налог с 13-й и 14-й зарплат, ввести налог на бензин и выбросы CO2.
Нынешняя администрация собирается оставить своим преемникам законопроект, сдача которого запланирована на апрель. По мнению налоговых аналитиков, налоговый сценарий также будет отмечен двумя факторами в этом году. Во-первых, в 2021 году ожидается более низкий сбор подоходного налога, поскольку 1 068 крупных налогоплательщиков уже произвели этот платеж в сентябре прошлого года. Во-вторых, с сентября 2021 года Налоговая служба (SRI) начнет получать информацию о финансовых счетах за рубежом, в рамках «Конвенции Глобального форума по борьбе с международным уклонением от уплаты налогов». По последнему пункту, эксперт Наполеон Сантамария отметил, что это может быть важным источником ресурсов для страны, поскольку, по данным ЭКЛАК, уклонение от уплаты налогов в Эквадоре оценивается в USD 7 млрд 800 млн.
Для президента колледжа экономистов провинции Пичинча Сантьяго Гарсиа, необходимо провести сбалансированную реформу, которая будет рассчитана как минимум на пять лет, потому что требуется правовая стабильность. Проект может рационализировать подоходный налог компаний, чтобы они создавали больше рабочих мест. Общее повышение НДС в нынешних обстоятельствах может сократить потребление и повлиять на продажи компаний, добавил аналитик Дэвид Кастелланос, который согласен с Гарсией в том, что бремя прямых налогов должно быть пересмотрено. Со стороны бизнеса обеспокоены любыми намерениями увеличить налоги. Пабло Аросемена, президент Торговой палаты Гуаякиля, заявил, что правительство должно сосредоточиться на создании условий, необходимых для того, чтобы компании могли продавать больше, и, таким образом, чтобы государство могло собирать больше налогов.
Сбор налога на добавленную стоимость (НДС) упал на 18% в 2020 году по сравнению с 2019 годом. Но тенденция падения начала меняться в июле и уже в декабре даже превысила показатель аналогичного месяца 2019 года. По словам Дэвида Лопеса, технического руководителя Торговой палаты Кито (CCQ), хотя в декабре наблюдается небольшой рост поступлений, это не обязательно означает, что продажи будут иметь такое же поведение. Лопес считает, что декабрьские результаты в большей степени обусловлены импортом товаров. И ожидается, что в январе свою негативную роль сыграют декабрьские ограничения. На 2021 год, по его словам, невозможно делать прогноз из-за неопределенности, которую порождает пандемия и которая может мотивировать новые ограничения.
Сбор подоходного налога составил USD 4 млрд 406 млн, что на 8% меньше, чем в 2019 году. Срочность изыскания ресурсов для налоговой кассы привела к тому, что правительство заставило группу крупных налогоплательщиков, получивших прибыль в разгар пандемии, заплатить USD 257 млн в виде налога, который должен был быть уплачен только в 2021 году. Еще одной мерой, принятой в прошлом году для налогового сбора, было увеличение доли удержаний за приобретение всех видов движимого имущества материального характера, с 1 % до 1,75 %. Кроме того, с 2 до 2,75 % увеличена ставка по платежам или кредитам, не охваченным конкретными процентами удержания.
Налог на специальное потребление (ICE) снизился больше всего за последний год ввиду ограничения передвижения и сокращения потребления, в декабре было собрано на 19% меньше по сравнению с 2019 годом. Налог за импортируемые духи, автомобили, сигареты и пиво упал больше всего, особенно в апреле и мае, самых критических месяцах пандемии. Только сбор ICE на транспортные средства снизился на 41%. Неопределенность приводит к тому, что эквадорский потребитель больше склонен к сбережениям, чем к потреблению, пояснила Торговая палата Кито. Сбор налога на телефонную связь вырос, так как с 1 января 2020 года 10% ICE было применено к пост-оплатным планам мобильной связи, как это установлено законом «Об упрощении налогообложения».
Апрель стал худшим месяцем для сбора налога на вывод валюты (ISD), который оплачивается импортерами, производителями, потребителями и налогоплательщиками, переводящими ресурсы за границу. С января по декабрь было получено USD 964 млн, тогда как год назад USD 1 млрд 140 млн. Апрельская изоляция привела к тому, что в мае было взыскано USD 56 млн, что является самым низким результатом 2020 года. ISD является третьим налогом, который приносит больше всего дохода для казны, после НДС и подоходного налога. Группы компаний в течение многих лет призывали к его ликвидации. Пабло Аросемена, президент Торговой палаты Гуаякиля, утверждает, что этот сбор отпугивает прямые иностранные инвестиции и повышает стоимость жизни в стране.