С началом пандемии коронавируса – середина марта – был ограничен торговый обмен, снизился спрос на товары в глобальном масштабе и наблюдалось устойчивое падение цен более 20 недель. Тем не менее, банановый сектор в разгар всего этого кризиса не только укрепился в качестве основного сельскохозяйственного экспортного продукта, но и оказался в шаге от того, чтобы стать основным источником внешней валюты для Эквадора, обогнав нефть. Доля этого сектора в общем экспорте составила 20,8%, то есть всего на 1,3% ниже, чем нефти.
Хосе Антонио Идальго, исполнительный директор Ассоциации экспортеров бананов Эквадора (AEBE), объяснил, что было продано 208 млн коробок на общую сумму USD 2 млрд 314 млн. Это представляет собой рост объема на 8,74% и выручки на 19,3%. «Сектор не уволил ни одного человека, не прекратил продажи и не потерял ни одной коробки во время чрезвычайной ситуации. Мы являемся одним из основных генераторов рабочих мест в стране: около 250 000 прямых рабочих мест», - подчеркнул Идальго.
Хорошая производительность основана на двух основных стратегиях: во-первых, уже полтора года идет работа по формированию бананового кластера. К настоящему времени удалось объединить почти 100 % экспорта, более 50 % местного производства и различных участников маркетинговой цепочки в целях разработки совместных протоколов и действий, увеличения конкурентоспособности и более активного вмешательства в государственную политику. Эта совместная работа позволила эффективно координировать работу с властями по вопросам транспорта, торговли и таможни, что привело к созданию логистических коридоров и распределение товара не пострадало.
Во-вторых, банановая отрасль уже несколько лет использовала меры биобезопасности, поскольку вынуждена была противостоять надвигающейся угрозе Fusarium Race 4, грибка, способного уничтожить все производство. «Нам просто нужно было адаптировать протоколы к ситуации Covid-19», - рассказал производитель Роберто Росеро.
Впрочем, банановая отрасль Эквадора имеет большие местные проблемы, которых нет у его соседей, которые смогли снизить конкурентоспособность. Идальго отметил, что банановые производители сталкиваются с чрезмерным регулированием, которое включает в себя конкретный закон о собственной деятельности и контроле цен. Кроме того, банан является единственным экспортным продуктом, который в течение нескольких лет платит минимальный налог в размере 3% с ежемесячных продаж, а не облагается налогом на прибыль. «Но мы узнали, что власти собираются ввести дополнительный налог на трансфер для компаний, имеющих отделения за рубежом», - добавил представитель AEBE.
С другой стороны, отсутствие долгосрочных торговых соглашений приводит к тому, что высокие тарифы – от 10% до 30% – эквадорские экспортеры банана платят за поставки на несколько ведущих развивающихся рынков, таких, как Китай, Япония и Россия.
С 5 по 8 октября в виртуальном режиме состоится XVII Международная конвенция по бананам 2020. Цель мероприятия состоит в том, чтобы обсудить с национальными и международными участниками самые большие проблемы, стоящие перед банановой отраслью в таких областях, как посткоронавирусное возрождение производства, международные перспективы, условия производства и безопасность на плантациях, стратегии, финансирование и другие.