Глава технической миссии Международного валютного фонда (МВФ) Джейда Онер объявила 28 августа 2020 года, что Эквадор и эта международная финансовая организация достигли соглашения о реализации программы финансирования в размере USD 6,5 млрд в течение последующих 27 месяцев. Эта новая программа финансирования подлежит одобрению руководством и Исполнительным советом МВФ. По данным Министерства экономики, такое одобрение ожидается в конце сентября, и после этого будет опубликовано письмо о намерениях, в котором будут изложены все условия и обязательства, принятые страной в обмен на поступление денег. Другими словами, до этой даты в течение нескольких недель ничего дополнительного о достигнутой договоренности не будет известно.
По словам Сантьяго Гарсии, экономиста и преподавателя Центрального университета Эквадора (UCE), предварительная информация, поступившая от национальных аналитиков и экспертов, показывает, что МВФ пообещал предоставить до конца декабря 2020 года около 60% от общей оговоренной суммы. Это означает, что с учетом серьезного экономического и финансового кризиса, нынешнее правительство получит USD 4 млрд, остальные ресурсы будут выделяться по частям в период с 2021 по 2022 год. Вся операция будет иметь процентную ставку 2,9%. Эквадор должен вернуть полученные средства в течение 10 лет, с 4 годами отсрочки.
Гарсия подчеркнул, что политическая и социальная жизнеспособность программы МВФ, учитывая, что она также должна быть выполнена будущим правительством, должна основываться на более гибких условиях. «В нынешних условиях МВФ не может потребовать от нас дальнейшей бюджетной корректировки: бюджет в этом году уже сократился с USD 34 млрд до USD 25 млрд. Можно только сохранить такие меры, как отмена случайных и временных контрактов, но дальнейшие сокращения не могут быть выполнены ни при действующем, ни при будущем правительстве», - заявил он.
В этом контексте обязательства должны охватывать такие темы, как прозрачность государственных закупок, рационализация и прозрачность информации государственного нефинансового сектора (государственные предприятия и местные органы власти), реформирование политики в целях укрепления государственно - частного партнерства и повышение самостоятельности Центрального банка, и т.д.
Бывший министр экономики Маурисио Посо отметил, что международный фонд наверняка потребует мер, зависящих от исполнительной власти, чтобы избежать конфликтов с парламентом. Среди этих мер будет корректировка расходов, но только после того, как кризис начнет ослабевать. Он также заверил, что достигнутое соглашение является успешным результатом, достижением нынешнего правительства, и подчеркнул, что из USD 4 млрд, которые могут быть получены в этом году, большая часть может быть свободна потрачена, то есть эквадорские власти сами смогут решить, в какие сектора они будут вложены. Приоритеты в этой ситуации должны заключаться в укреплении сети социальной защиты, покрытии части задолженности государства и начале выплаты 40% государственного взноса эквадорскому институту социального обеспечения (IESS).
Та же техническая группа МВФ, которую возглавляет Онер, заявила после объявления о достигнутом соглашении, «забегая вперед, чтобы обеспечить финансовую устойчивость и соблюдать установленные в Эквадоре лимиты государственного долга, власти обязуются принять экстренные меры по улучшению ситуации государственных финансов, как только экономика начнет восстанавливаться». Это означает, что до конца 2020 года МВФ не потребует серьезных корректировок, однако, в следующем году правительству придется приступить к осуществлению пакета налоговых реформ, включая умеренные текущие и капитальные расходы, разумную и всеобъемлющую налоговую реформу и улучшение управления государственными расходами. Все это должно быть достигнуто при продолжающемся расширении социальной защиты.
МВФ признает, что и без того хрупкая экономика Эквадора еще больше пострадала от ряда потрясений, включая пандемию Covid-19 и резкое снижение цен на нефть, что привело к рекордному падению экономической активности: на 11% в 2020 году. Этот экономический спад в сочетании с увеличением основных потребностей в государственных расходах на здравоохранение подвергли испытанию ликвидность государственного сектора. В результате ожидается, что бюджетный дефицит и государственные долги вырастут в 2020 году. Первоначальное финансирование, которое будет предоставлено в рамках нового SAF, поможет, по мнению МВФ, смягчить рецессию и защитить бюджет.