Кризис в области здравоохранения крайне негативно повлиял на ряд производственных секторов Эквадора в первом квартале 2020 года. По словам представителей этих секторов, ограничения, принимаемые правительством с середины марта, не позволили некоторым отраслям функционировать нормально, в обычном режиме и даже в некоторых случаях, таких, как туризм или строительство, их деятельность оказалась полностью парализована. Аналогичную ситуацию также переживают цветоводы, поставки которых в марте упали на 95%.
Хотя добыча нефти остается на прежнем уровне, и здесь в марте наблюдались отрицательные цифры, потому что цена на сырую нефть упала на международном рынке из-за снижения спроса. То же самое происходит с торговлей некоторой аграрной продукцией. Чтобы облегчить эту ситуацию для микропредприятий и компаний, связанных с туризмом, а также экспортеров, правительство Эквадора решило отложить уплату подоходного налога и налога на добавленную стоимость (НДС).
Другие виды деятельности, считающиеся важными или стратегическими, такие как продажа продуктов питания, лекарств, финансовый сектор, горнодобывающая промышленность, несмотря на ограничения, отмечают улучшение своей деятельности. Банановый сектор увеличил поставки на 18% в январе и не ожидает снижения по итогам февраля и марта. Поставки бананов не сокращаются, что нельзя сказать о цветоводстве, но и в разгар пандемии кризис не затронул всех экспортеров в равной степени.
По словам производителей в провинции Эль Оро, спрос на креветки сохраняется, но в стране есть проблемы с доставкой и упаковкой, потому что соответствующие компании работают на 50%. Это не относится к цветам, экспортные поставки которых упали на 95% в марте, без перспектив улучшения в среднесрочной перспективе. Алехандро Мартинес, глава Expoflores, сообщил, что после чрезвычайной ситуации сектор потребует мер, повышающих конкурентоспособность.
Цена на нефть снизилась. По данным Национальной информационной системы (SNI), средняя цена эквадорской нефти в период с января по 27 марта составляла USD 40,40 за баррель. Эта сумма существенно ниже USD 51,30 за баррель, заложенных в бюджете. Такое снижение объясняется тем, что спрос на сырую нефть начал падать еще до начала распространения коронавируса по миру, когда ОПЕК и ее союзники не достигли соглашения о сокращении добычи.
Экспорт горнодобывающей промышленности также приносит больше ресурсов, он увеличился примерно на 1,1% в первые два месяца текущего года по сравнению с тем же периодом 2019 года. Всего было продано продукции на USD 372,3 млн, сообщил замминистра горнодобывающей промышленности.
Продовольственные и медицинские компании несут наименьшие потери в промышленном секторе Эквадора, стараясь гарантировать поставки в условиях высокого спроса на продукты питания. Но председатель Эквадорского коммерческого комитета Катерина Коста сообщила, что остальные отрасли сильно пострадали: предприниматели теряют USD 350 млн в день, потому что ничего не производится и не продается.
Хулио Хосе Прадо, глава Ассоциации частных банков (Asobanca), отметил, что до февраля 2020 года кредиты и депозиты росли лучшими темпами, чем в 2019 года. До февраля депозиты выросли на 9%, а кредиты – на 10%. Но остановка деятельности может привести к падению депозитов в марте и к апрелю, пояснил он. По данным Asobanca, из-за чрезвычайной ситуации увеличились заявки на краткосрочные коммерческие кредиты (менее трех месяцев). Прадо объяснил, что предприятия используют эти кредиты для выплаты заработной платы и оборотного капитала. Банки надеются, что меры по рефинансированию предотвратят рост просрочек по долговым платежам.
Продажи будут показывать существенное сокращение по итогам первого квартала, прежде всего, строительный сектор испытал резкое снижение из-за коронавируса и экономической ситуации в стране. Сильверио Дуран, бывший президент Строительной палаты, отметил, что сектор парализован, потому что здесь невозможно реализовать такие меры, как телеработа. Для выполнения работ требуется присутствие рабочих, специалистов и обеспечение материалами. Кроме того, снижается спрос на жилищное строительство и общественные работы. Несмотря на это, в январе и феврале 2020 года отрасль сумела привлечь USD 79,8 млн, сообщает Налоговая служба.
Изменения климата повлияли на сельскохозяйственный сектор в январе и феврале текущего года, что нашло отражение в снижении налоговых поступлений. В марте возникли логистические проблемы по доставке продуктов, генерируемые местными органами власти в рамках чрезвычайной ситуации в связи с covidarum-19. Несмотря на это, сектор продолжает работать, пояснил Родриго Гомес де ла Торре, президент Сельскохозяйственной палаты. Чтобы справиться с ситуацией, Министерство сельского хозяйства и животноводства создало логистические коридоры, в том числе пункты дезинфекции. Такие сектора, как животноводство и птицеводство, также не прекратили работу во время чрезвычайной ситуации.
Ограничения передвижения граждан и автотранспорта негативно повлияли на туристический сектор: убытки несут отели и гостиницы, рестораны, авиакомпании и туроператоры. По словам Гольбаха Муньетона, главы Федерации туризма Эквадора, отрасль практически парализована, но и до марта она работала на 70% ввиду экономического кризиса. «Если не будет предпринято никаких мер, туристические компании и операторы обанкротятся, и 200 000 рабочих мест будут потеряны», - заявил он. Только 30% ресторанов в провинции Пичинча работают, потому что не все они доставляют еду на дом, пояснил Диего Виверо, вице-президент Гильдии.
Компании связь, напротив, показали хорошие результаты до февраля, за этот период было собрано еще на USD 19 млн больше, по сравнению с аналогичными месяцами 2019 года.