С начала 2020 года индекс риска Эквадора вырос на 2,849 пункта, с 803 до 3 652 по состоянию на вечер 12 марта. Это означает, что, по оценкам международных рынков, банков и инвесторов, вероятность того, что у маленькой южноамериканской страны не будет денег для погашения долгов, увеличилась более чем на 400% за 73 дня. В январе, если эквадорские власти хотели внешнего финансирования, через выпуск государственных облигаций или любой другой долговой бумаги, процентная ставка составляла 10%. Теперь невозможно найти никого менее чем за 33%, что слишком много.
Основой для оценки риска страны является процентная ставка по казначейским облигациям США, которая в настоящее время составляет 0,75%. К этому следует добавить интерес инвесторов к риску страны, который в случае Эквадора составляет 32,45%.
Пять факторов влияют на высокий показатель риска Эквадора. Во-первых, страна оказалась совершенно не готова к таким внешним потрясениям, как пандемия коронавируса и падение цен на нефть. На сегодняшний день на «черный день» эквадорская казна располагает только USD 3 млрд 080 млн, в то время как Колумбия и Перу имеют USD 53 млрд и 68 млрд соответственно. «Мы незащищены, финансы почти на грани банкротства, в то время как правительство не делает адекватных шагов», - заявил эксперт Сантьяго Гарсия.
Пакет антикризисных мер правительства, объявленный на этой неделе, рассматривается как очень краткосрочный, он может помочь только выдержать удар 2020 год, оставляя обязательства 2021 года без должного покрытия. «Ожидания были выше. Существует недоверие к финансовой устойчивости. Сумма предлагаемой экономии значительна, но если проанализировать, то выяснится, что из USD 800 млн на закупку товаров и услуг более половины (USD 450 млн) связано с сокращением расходов на импорт топлива из-за снижения цен на нефть. Это не результат управления государственными финансами», - пояснил экс-министр экономики Маурисио Посо.
Со своей стороны, Наполеон Сантамария, налоговый аналитик, добавил, что шаги правительства были в высшей степени политическими. «Они были разработаны не экономическим крылом, а Хуаном Себастьяном Рольданом и Марией Паулой Ромо», - пояснил он. Кроме того, несмотря на объяснение министра Мартинеса о том, что есть достаточные ресурсы для выплаты по обязательством в этом месяце, Сантамария заявил, что правительство отчаянно пытается задействовать все чрезвычайные кредитные линии, предоставленные международными финансовыми институтами, чтобы заткнуть наспех дыры, а также получить более USD 200 млн ликвидных средств от государственных компаний (таких, как CNEL).
Одним из факторов, способствующих росту индекса риска в стране, является низкая международная цена на нефть. В последние дни цена на баррель WTI колебалась между USD 31 и 33. По словам нового министра энергетики Рене Ортиса, в настоящее время эквадорская нефть торгуется на уровне USD 24, что всего на USD 4 выше эксплуатационных расходов, но более чем на USD 27 ниже того, что заложено в бюджет 2020 года. Это приведет к ежегодным убыткам в размере от USD 2 млрд до 3 млрд. Будучи нефтезависимой экономикой, такая ситуация в Эквадоре вызывает серьезные сомнения в способности страны иметь достаточно средств, чтобы покрыть все обязательства.
И министр экономики Ричард Мартинес, и президент Ленин Морено признали приостановку соглашения с МВФ, хотя и подчеркнули, что оно ни в коем случае не будет прекращено, так как, прежде всего, международное финансовое учреждение продолжает поддерживать страну. Однако отсутствие транша в размере USD 348 млн, запланированного на март, вызывает сомнения в платежеспособности государства. Кроме того, по мнению Сантьяго Гарсии, экономиста и преподавателя Центрального университета, объяснения правительства о том, почему соглашение с МВФ было приостановлено, туманны.
Хосе Идальго Пальярес, директор Корпорации исследований развития (Cordes), отметил, что кризис, вызванный коронавирусом, приведет, по последним оценкам, к снижению глобального экономического роста вдвое против того, что ожидалось к 2020 году. Кроме того, цены на любое сырье, а не только на нефть, падают. Это очень тяжелый удар по финансам стран с сырьевой экономикой, таких, как Эквадор. «Из-за этого риск стран, экспортирующих сырье, таких, как Колумбия, Перу и Мексика, также вырос в последние дни, хотя и в гораздо меньших масштабах, чем у Эквадора», - пояснил он.