Потребление бензина марок «Экстра», «Супер» и «Экопаис» в автомобильной отрасли зафиксировало падение в 2019 году, впервые за последнее десятилетие, согласно данным государственной нефтяной компании «Petroecuador». Спрос на эти виды топлива снизился на 0,6% годом ранее по сравнению с 2018 годом. Это показывает изменение тенденции роста, которая поддерживалась на эти дериваты в период с 2010 по 2018 годы. В этот период потребление росло в среднем на 5,3% в год, согласно статистическим отчетам «Petroecuador».
Но этот рост цен на бензин, который отмечался чуть более года назад, сегодня не сохраняется, главным образом, ввиду ограничений движения автомобильного транспорта, которые ужесточились в Кито с сентября прошлого года, а также всеобщей забастовки в октябре. Два этих фактора были основополагающими в изменении тенденции потребления бензина, пояснил Освальдо Эрасо, исполнительный секретарь Национальной палаты дистрибьюторов нефтепродуктов Эквадора (Camddepe). По состоянию на декабрь 2018 года, цена галлона бензина «Экстра» и «Экопаис» выросла с USD 1,48 до 1,85, тогда как «Супер» продается по цене между USD 2,55 и 3,24, потому что его стоимость обновляется каждый месяц. До введения свободных рыночных цен, этот вид бензина обходился конечному потребителю в USD 2,98. Это изменение цены повлияло на некоторых клиентов, перешедших с бензина «Супер» на «Экстра» или «Экопаис», и сократило долю этого продукта на рынке с 14% в 2018 году до 9% в 2019 году.
Чтобы сэкономить на топливе, некоторые владельцы транспортных средств решили также изменить определенные привычки. Например, Феликс Саласар, водитель такси, когда ему не удается сразу найти клиента, глушит двигатель и паркуется в безопасном месте, пока не получит на свой мобильный телефон уведомления о пассажире в этом районе. Таким образом, ему удается сократить расходы на бензин, который ежедневно обходится ему минимум в USD15. Многие горожане стали предпочитать ходить или использовать велосипед, перемещаясь на близкие расстояния. Некоторые автомобилисты, чтобы не тратить много на топливо, ограничивают использование кондиционера до минимума, ездят на постоянной скорости и избегают, насколько это возможно, движения по дорогам с высоким трафиком. Рост цен, в свою очередь, спровоцировал сокращение контрабанды, потому что бензин «Экстра» и «Экопаис» по более высокой цене и «Супер» вообще по рыночной цене, уже не так привлекательны, подчеркнул Эрасо.
Вторым фактором, который повлиял на снижение потребления бензина, является вывод из транспортной сети ежедневно примерно 130 000 автомобилей в Кито, ввиду ограничения движения по номерному знаку между 05:00 и 20:00. Эта мера привела к снижению продаж на заправочных станциях на 5%, начиная с сентября 2019 года, по данным «Camddepe».
Забастовка в октябре 2019 года также резко повлияла на потребление топлива в целом, пояснил Эрасо. По данным «Petroecuador», спрос на бензин снизился на 12% по сравнению с октябрем 2018 года. Все это, в конце концов, оказало благоприятное влияние на государственные финансы, потому что удалось сэкономить на топливной субсидии, отметил экономический аналитик Ксавье Орельяна. По данным Центрального банка Эквадора (ЕЦБ), в период с января по ноябрь 2019 года экономия составила USD 376,5 млн. Но «Camddepe» прогнозирует увеличение потребления топлива в течение этого года, если не будут внесены новые ценовые корректировки. Кроме того, ожидается, что спрос на бензин «Супер» сохранится, а автомобильный парк продолжит расти за счет притока новых автомобилей.
В тексте исполнительного указа № 619 от декабря 2018 года было предусмотрено повышение цен на бензин «Экстра» и «Экопаис» и освобождение от субсидирования бензина «Супер». В октябре 2019 года правительство Эквадора попыталось освободить цены на все виды топлива, но вынуждено было отступить на фоне волне протестов.