Одним из основных столпов роста валового внутреннего продукта (ВВП) любой страны является потребление домохозяйств. Но покупательная способность эквадорских семей неуклонно снижается в последние годы. Если спрос на товары и услуги не увеличивается, компании производят меньше и нанимают меньше персонала. Это завершает порочный круг низкой экономической активности, низкой качественной занятости и меньшего дохода.
В 2020 году, по данным международных учреждений, таких, как Международный валютный фонд (МВФ) или Экономическая комиссия для стран Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК), экономический рост Эквадора, в лучшем случае, составит от 0,1 до 0,2 %. Центробанк несколько более оптимистичен и прогнозирует рост эквадорского ВВП на 0,7%. Тем не менее, только Аргентина и Венесуэла будут иметь еще худшие показатели, минус 1,3% и 11% соответственно.
Эта реальность подкрепляется постепенным ухудшением потребительского динамизма в стране. Так, в период с 2001 по 2006 год потребление домохозяйств росло в среднем на 3,5 % в год и составляло 73 % в общем приросте ВВП на 4,8 %. С 2007 по 2014 годы закупки эквадорских семей росли на 2,5%, а их вклад в рост производства упал до 57%. В эти годы ВВП Эквадора составлял около USD 100 млрд. Но 2015 года, по словам Сантьяго Гарсии, экономиста и преподавателя Центрального университета, этот вклад начал снижаться, а расходы домохозяйств росли едва ли на 0,5%. В 2019 году этот показатель был самым низким за последние 20 лет и составил всего 0,1%. «Ухудшение на рынке труда за счет увеличения неформальной занятости связано с падением производства, что, в свою очередь, приводит к значительному сокращению доходов и потребления», - пояснил он.
Уже 18 кварталов следует средний рост на 0,4%, что ниже годового прироста населения на 1,6%. ВВП на душу населения, не считая эффекта инфляции, снизился с USD 4 394 в 2014 году до USD 4 210 в прошлом году, то есть покупательная способность каждого эквадорца снизилась на USD 184.
Около 6 млн эквадорцев считаются частью среднего класса. Типичная семья в этом сегменте имеет ежемесячный доход около USD860. Рост неформальной занятости и безработицы сильно повлиял на этот доход. Работающая мать Росалия Вергара объяснила, что ее муж потерял работу в прошлом году, поэтому доход семьи сократился вдвое. «Нам пришлось скорректировать все расходы. Приоритет – еда и образование», - заявила она.