Таможенная процедура в Эквадоре стоит в среднем USD 700, что в 12 раз больше, чем в соседних странах, таких, как Чили и Панама (USD 57). Кроме того, на одну международную торговую операцию эквадорский предприниматель может потратить до 120 часов. Согласно индексу экономической свободы, страна находится на 117-м месте среди 162 проанализированных экономик. Одной из основных причин такого позиционирования является то, что Эквадор уступает по трем важным компонентам, связанным с открытостью торговли.
Гильермо Авельян, директор по исследованиям частного исследовательского центра Эквадора, пояснил, что во время правления экс-президента Рафаэля Корреа было введено чрезмерное количество тарифов и технических регламентов, которые мешают предпринимательству и повышают цены для конечного потребителя. В среднем, все импортируемые товары, прибывающие в Эквадор, облагаются тарифом 7%, в то время как в Перу этот налог едва достигает 0,8%, а в Чили 0,5%.
Роберто Ландасури, владелец коммерческого предприятия, отметил, что за последнюю партию импорта он должен был заплатить в виде расходов, налогов и таможенных сборов 70% стоимости товаров, приобретенных за рубежом. «С налогами и тарифами расходы выросли на 33%, к этому добавляется транспорт и другие расходы, из-за которых товар дорожает еще на 37%. Поэтому цены для населения утроятся по сравнению с прямыми закупками за рубежом или через веб-страницы», - пояснил он. К другим расходам также относится налог на вывод иностранной валюты (ISD), который на практике удорожает на 5% все импортные товары, прибывающие в страну. Этот налог, созданный для контроля за капиталом, на деле является еще одним барьером, который, по словам Авельяна, должен быть устранен через 2-3 года. «Налоговый эффект – USD 1,2 млрд в год – может быть компенсирован большим объемом частных инвестиций, на более выгодных условиях», - пояснил он.
Одной из больших структурных проблем эквадорской промышленности являются высокие затраты на импорт ресурсов для производства. В среднем, эти товары облагаются налогом 7,4%, но в таких странах, как Перу, налоговая нагрузка составляет всего 0,12%, а в Чили этот налог достигает 0,40%. Кроме того, за импортируемые товары приходится платить средний тариф 1,94%, в то время как у соседей дополнительная налоговая нагрузка составляет 0,07% или 0,04% от стоимости.
Несмотря на прогресс в снижении некоторых налогов, Авельян считает, что, к сожалению, экономическая команда правительства сконцентрирована на управление налоговым кризисом, поэтому другие вопросы отодвигаются на второй план. В настоящее время существует более 300 технических правил для каждого этапа внешнеторговой операции. Правительство предложило отменить 27 правил в этом году, но Патрисио Аларкон, председатель Эквадорского коммерческого комитета (ЕЭС), подчеркнул, что это еще один препон, который сдерживает инвестиции. Чтобы устранить этот правовой клубок, разработано предложение о реформе, согласно которому все нормативные акты должны быть согласованы с международными стандартами и устранены ненужные и избыточные. «С менее чем 200 стандартами у нас была бы лучшая деловая среда», - считает Авельян.