Всего за неделю индекс риска Эквадора взлетел от среднего показателя 800 пунктов к более чем 1 400. В настоящее время инвестиции в эту страну считаются в 7 раз более рискованными, чем в Колумбию или Перу. Прошлая неделя была отмечена небольшим снижением индекса, до 1 319. Другими словами, по мнению международных рынков, Эквадор имеет на 700% больше шансов дефолта по своим платежам и не имеет ликвидности для основных государственных расходов сравнительно с любой экономикой региона, за исключением Венесуэлы и Аргентины.
Только в ноябре 2019 года этот индекс вырос с 761 пункта до 1 418 пунктов, то есть увеличился на 83%, или 657 пунктов. Самый большой скачок произошел на прошлой неделе, после провала закона об экономическом росте в парламенте. По словам Хосе Идальго Пальяреса, директора Центра исследований в области развития (Cordes), отклонение проекта реформ, который был чрезмерно длинным и всеобъемлющим, усугубляет сомнения инвесторов за рубежом в возможности эквадорского правительства стабилизировать ситуацию, потому что подрывает возможность властей генерировать новый доход. Теперь все внимание приковано к новому законопроекту, направленному в парламент исполнительной властью.
Индекс риска страны определяет ее возможность выполнять свои внешние обязательства. Если страна воспринимается международными рынками как очень рискованная, то она будет иметь более высокий индекс. Кроме того, за каждые 100 дополнительных базисных пунктов приходится платить дополнительный процент относительно ценных бумаг Казначейства США, которые считаются имеющими нулевой риск.
Если в настоящее время за 10-летнюю американскую казначейскую облигацию платится годовой доход около 1,75%, то Эквадор, с риском более 1 400 пунктов, должен будет платить проценты от 14% до 15% в год, если решит размещать новые суверенные облигации. В связи с этим, более дорогой долг предполагает более высокие процентные выплаты в ближайшие годы. Например, только за облигации, выпущенные с 2014 года, Эквадор заплатит в 2020 году USD 1,6 млрд только в виде процентов. Эта сумма в 1,6 раза превышает годовой бюджет, предусмотренный на социальное обеспечение.
Усложняется не только государственное финансирование, но и финансирование частного сектора. При этом следует помнить, что на протяжении 2019 года некоторые банки получили ресурсы за границей, чтобы не пришлось тормозить выдачу кредитов внутри Эквадора на фоне замедления депозитных вложений. Таким образом, если внешняя задолженность банков подорожает, это может привести к сокращению выдачи потребительских и производственных кредитов.
Внешние займы предотвратили устойчивый дефицит платежного баланса и, таким образом, позволили международным резервам Центрального банка не сокращаться быстрее, чем это происходит в настоящее время. По словам экономиста Идальго Пальяреса, «если индекс риска Эквадора остается на уровнях, которые делают невозможным получение внешнего финансирования, экономика в целом может столкнуться с сокращением ликвидности, что будет иметь свое воздействие на депозиты, кредит и производственную деятельность в целом. Таким образом, последствия не ограничиваются бюджетным сектором, который может столкнуться с трудностями даже при покрытии некоторых из своих повседневных расходов, а распространяются на частный сектор».
Индекс риска по странам региона:
Венесуэла 16 332;
Аргентина 2 262;
Эквадор 1 319;
Бразилия 249;
Мексика 202;
Колумбия 193;
Перу 109;
Чили 54.