Комиссия, состоящая из шести представителей национального правительства и девяти представителей коренных народов, должна на этой неделе подготовить проект нового указа, который заменит спорный указ №883, отменивший субсидии на бензин и дизельное топливо. С 15 октября цена на топливо стала прежней. Теперь цель заключается в создании нового целевого механизма для предотвращения воздействия экономических мер правительства на беднейшие слои эквадорского населения. С учетом этих параметров, бывший министр экономики Маурисио Посо считает, что любые согласованные альтернативы должны поддерживать либерализацию цен и включать прямые компенсации или субсидии слоям населения с более низкими доходами.
1. Регистрация. В этом случае предполагается использование регистрационных баз данных, однако проблема заключается в том, что эти базы данных не обновляются должным образом и не дифференцируются по этническим группам или производственным секторам. Еще одним вариантом могло бы быть предоставление компенсации на оплату электроэнергии в платежках за свет. Кроме того, можно создать базу данных, с тем чтобы лица с доходами в размере базовой заработной платы или менее могли получить возможность приобретать топливо по субсидируемой цене, просто представив номер удостоверения личности, или перейти на систему чипов для автомобилей, включая грузовики, трейлеры, тракторы и другие.
2. Пособие. Другой альтернативой является расширение механизма компенсации за счет пособия «Бон человеческого развития», в размере средних затрат. Это предложение уже было включено правительством в декрет №883: размер пособия увеличивался на USD 15 в месяц, и еще 300 000 человек добавляется в эту систему.
3. Третий вариант заключается в том, чтобы перейти к свободным ценам на бензин «экстра», но сохранить общую субсидию на дизельное топливо. Эта мера обеспечит некоторую экономию государству, но оставит структурную проблему неправильного использования расходов, то есть сохраняется вероятность субсидирования тех, у кого и так есть больше, считает Посо.
В этой связи экономист и преподаватель Центрального университета Сантьяго Гарсия отметил, что существует множество исследований таких учреждений, как Межамериканский банк развития (МБР) или Экономическая комиссия для стран Латинской Америки и Карибского региона (ЭКЛАК), где субсидии на топливо определяются как регрессивные. То есть «правительству не хватило политической социализации, чтобы заблаговременно проинформировать общество и наиболее уязвимые слои населения о том, кто является истинным бенефициантом государственных субсидий, и что деньги, которые можно было бы сэкономить, могут быть использованы в социальной помощи и поддержке в этой области», отметил он.
4. Последний вариант, по словам Гарсии, заключается в том, чтобы вернуться к системе полного субсидирования, предшествовавшей декрету №883. Однако в этом случае правительству придется искать новые источники финансирования, которые могут заключаться только в ещё больших заимствованиях (облигации, китайские кредиты, радикальная корректировка расходов в государственном секторе).