Забастовка перевозчиков (автобусов, такси и грузовиков) наносит серьезный ущерб и без того страдающей экономике Эквадора, поскольку сокращает продажи, рабочие часы и промышленное производство. Один день без транспорта обходится стране в USD 270 млн по всей стране и деньги эти теряют не только предприниматели, но и граждане, вынужденные платить завышенные суммы за проезд на работу или домой. И бастующие перевозчики теряют доходы, эти потери на национальном уровне превышают 7,5 млн.
Влияние забастовки транспортников на экономику страны эквивалентно месячному доходу нефтяников и в шесть раз больше, чем поступление налогов за сутки (в среднем, USD 42,84 млн). Эти потери составляют 9% годового бюджета на здравоохранение, 77% того, что предназначено для программ социального жилья в 2018 году или 81% ежемесячных выплат в Пенсионный фонд.
Президент Федерации промышленных палат Эквадора Пабло Самбрано пояснил, что страна нуждается в работе, а не в забастовках. Он подчеркнул, что вчера были проведены встречи между представителями палат и крупными компаниями, на которых обсуждалось влияние на цены после отмены субсидий на топливо. Идет поиск альтернатив для смягчения влияния возможного роста цен. Со своей стороны, Патрисио Аларкон из Коммерческого Комитета Эквадора (EEC) заявил, что идти на забастовку – это убегать от проблемы. «Ситуация в государстве критическая, полная эксцессов и коррупции. Стране нужно работать», - подчеркнул он.
Диего Ольмедо, экономический аналитик и предприниматель, объяснил, что отмена субсидий на топливо представляет собой структурную перестройку государственных финансов. «Эта мера должна была быть принята 15 лет назад, за это время страна потеряла USD 20 млрд, которые были отданы, без всякого возврата, перевозчикам» - отметил он. Если бы эти ресурсы не были потрачены впустую, то в настоящее время являлись бы сбережениями, что позволило бы избежать мер по перестройке и добиться, в том числе, более эффективного стимулирования экономики. В нынешней ситуации, по словам Ольмедо, реальные цены на топливо являются наименьшим злом и предотвращают дальнейшее негативное воздействие. «В 2016 году в результате повышения НДС потребление домашних хозяйств сокращалось три квартала подряд на 5%, 3,5% и 1,5%. Это приводит к безработице и меньшему доходу», - пояснил он.
По словам экономиста Вифлеема Москера, если правительство откажется от отмены субсидий, ему придется искать другие пути, чтобы получить USD 1 млрд 546 млн дополнительного дохода. Для этого, не прибегая к повышению налогов, будут сокращены ресурсы на социальную защиту. Другой вариант – еще больше долгов по высоким процентным ставкам, что означает более высокие платежи в будущем. Другой альтернативой, имеющей серьезные социальные последствия, является радикальное сокращение государственных расходов на заработную плату, что предполагает увольнение от 50 000 до 100 000 сотрудников. Но и без этого, по данным властей, до августа 23 000 человек были уволены и до конца года ожидается сокращение еще 10 000 рабочих мест с госаппарате.
Диего Ольмедо объяснил, что закрепление в Эквадоре реальных цен на топливо означает для частных автовладельцев дополнительные расходы в размере USD 455 в год, то есть менее USD 38 в месяц. Для транспортных предприятий эти дополнительные расходы составят USD 1 500 в год, или USD 125 в месяц.
Сравнение цен на топливо в регионе (в долларах за галлон)
Венесуэла бензин экстра 0,004 дизель 0,00
Боливия 2,04 2,03
Эквадор 2,39 2,30
Колумбия 2,68 2,56
Аргентина 3,20 2,97
Парагвай 3,06 3,95
Бразилия 3,98 3,19
Перу 4,13 3,34
Чили 4,37 3,68
Уругвай 5,64 4,15